1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ЗАГЛАЗНОЕ ОСУЖДЕНИЕ; ХУЛА (ГЫЙБА)

ЗАГЛАЗНОЕ ОСУЖДЕНИЕ; ХУЛА (ГЫЙБА)

Гыйба – это когда кто-либо говорит другому лицу о недостатках отсутствующего мусульманина или других людей с целью высмеять или обвинить его. Гыйба в Исламе запрещена – Харам! Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не Гыйба. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, – все это является Гыйба. Человек будет огорчен, если узнает, что был предметом обсуждения его недостатков. Говорить иносказательно, или делать знаки глазами, пальцем, поворотом головы и т. п., сообщать о недостатках письменно – все это равносильно осуждению вслух. Если кто-либо услышав заглазное осуждение кого-либо, скажет: «Слава Аллаху, мы не такие», или «Хвала Аллаху! Аллах не лишил нас стыда», то это есть самый греховный, самый наихудший Гыйба. Так же будет считаться Хулой, если кто-нибудь скажет: «такой-то человек был бы очень хорош, если бы не… то-то и то-то».

В священном Коране есть прямое предостережение: «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, - ведь Аллах - обращающийся, милостивый!» – (49: 12).

Как видно из Корана, тот, кто заглазно осуждает, – все равно, что ест мясо мертвого человека. Сказано в хадисе: «В Судный День будет открыта книга благостей человека за его поклонения. Человек заглянет в нее и воскликнет в ужасе: «В той жизни я прилагал много усилий, совершая такие-то и такие-то поклонения, но их здесь нет»?!? Ему ответят, что исчезнувшие вознаграждения за его продолжительные усилия, были переписаны в книги тех, которых он осуждал заглазно». [Абу Нуайм Исфахани].

В другом хадисе: «В  Судный День откроется книга благостей человека и он увидет, что ему записаны благости за деяния, которые он не совершал. Ему скажут, что сюда переписаны благости тех, кто его заглазно осуждал».

Абу Хурайра, (радиаллаху анх),  передал: «Как-то мы сидели вместе с Посланником, (саллаллаху алейхи уасаллям). Один из сидящих вдруг встал и вышел. Кто-то сказал, что он ушел обеспокоенный. Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям), нам тут же сделал замечание: «Вы сделали Гыйба своего товарища, ели его мясо».

От матери правоверных Айшы, (радиаллаху анха), передается:

«В присутствии Посланника, (саллалаху алейхи уассалам), я сказала про одну женщину, что слишком уж высока она ростом. «Выплюнь изо рта!» воскликнул он. (К своему ужасу) Я выплюнула кусок мяса». Аллах Волен и в Силах в качестве назидания показать образ в материи.

Гыйба – это когда мусульманин или не мусульманин огорчился бы, если бы услышал, как заглазно обсуждают его недостатки.

Всевышний Аллах передал Моисею (Мусе), (алейхиссалям): «Совершивший Гыйба и покаявшийся, войдет в Рай самым последним. Совершивший Гыйба и не покаявшийся, войдет в Ад самым первым».

Как то Ибрахим бин Эдхем, (рахметуллахи алейх), был приглашен на ужин. За столом отсутствовал один из приглашенных, про которого кто-то сказал, что он – «человек с тяжелым характером». Ибрахим бин Эдхем тут же встал, и, сказав, что совершили Гыйба, удалился.

В хадисе сказано: «Если заглазно осуждается какой-либо недостаток отсутствующего человека, который у того действительно есть, то это будет Гыйба. Если нет, то это бухтан, то есть ифтира (напраслина; клевета)». [Муслим].

К заглазным суждениям (обсуждениям) человека можно отнести суждения о том, что он не читает ежедневные молитвы, или пьянствует, или не чист на руку, или, что он сплетник. Сюда же относится и обсуждение его телесных недостатков: к примеру, говорить что он глухой, косой, хромой, – все это является Гыйба. Если это будет сказано с сожалением, или с целью похвалить его (например: «хоть и хромой, а в мечеть ходит чаще других; хоть и не слышит Азана, не видит часов, а молитву читает вовремя»), то не будет Гыйба. Все зависит от искренности намерений говорящего.

Например, сказать, что в этой деревне полно пьяниц, атеистов, коммунистов – не будет Гыйба, так как не было упомянуто чье-либо имя.

Если человек не пропускает свои молитвы, постится, но в то же время притесняет других, преследует, отбирает их имущество, сплетничает, клевещет, заглазно осуждает окружающих, то предупреждение других о таком человеке не будет Гыйба. Так как выявление и осуждение преступников, совершающих тяжкий грех открыто, без стеснения, не является грехом, а стало быть не только не Гыйба, но и прямая наша обязанность. Ведь истинная наша цель - предупредить окружающих и предотвратить преступление. Не будет никаким грехом, если человек сообщит правоохранительным органам о предстоящем преступлении.

Можно сообщить отцу молодого человека или подростка о том, что он совершает недозволенное – Харам. Но только в том случае, если есть уверенность, что отец захочет и сможет удержать от повторных грехов сына или дочь, или других членов семьи. Если такой уверенности нет, то лучше этого не делать, так как это путь к возникновению вражды.

В шести случаях заглазное обсуждение не будет Гыйба:

1) Говорить о недостатке человека с сожалением и с целью помочь избавиться от этого недостатка;

2) Когда вынужден сказать, при необходимости получения фетвы (разрешения вопроса по шариату);

3) Предупредить окружающих о преступных намерениях кого-либо;

4) Назвать человека по прозвищу, если это прозвище стало его именем, для того чтобы пояснить о ком идет речь;

5) Сообщать о человеке, который грешит открыто, без всяких стеснений. Или о человеке, который упорно распространяет недозволенные новшества (бидъа) в Исламе. (Но! Говорить о том же самом в скандальной форме, с возмущением и открытым обвинением, – будет Гыйба);

6) Предупреждать покупателя о недостатках товара не будет Гыйба по отношению к продавцу. Не будет считаться Гыйба и  предупреждение жениха о недостатках его будущей жены, так как это относится к разряду наставлений.

Если кто-либо грешит открыто, то можно говорить лишь об этих его недостатках. Если же говорить о других недостатках этого человека, то будет Гыйба. В хадисе сказано: «Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб стыдливости - не будет Гыйба». Джильбаб, – это большая женская накидка. В хадисе и говорится, что люди, совершающие  грех открыто, потеряли всякий стыд. Имам аль-Газали и другие ученые, да будет милостив к ним Аллах, пишут, что при обсуждении людей, грешащих открыто, вовсе необязательно при этом их обвинять. Ученые говорят так не с целью защиты потерявших стыд людей, а с целью предупреждения других о возможной опасности Гыйба.

Есть много причин, которые толкают человека к Гыйба: враждебное отношение к этому человеку; зависть; желание поддержать мнение присутствующих; обвинение человека не популярного; желание показать остальным, что у него-то мол таких слабостей нет; желание показать свое превосходство над обсуждаемым человеком; желание рассмешить присутствующих; желание «пошутить», надсмехаться; высказывание удивления, огорчения и сожаления о неожиданных неприглядных сторонах человека, неодобрения таких поступков...

Гыйба является причиной тому, что грехи обсуждаемого человека переписываются в «Книгу» говорящего о нем. И наоборот, благости Аллаха Тааля, вписанные в «Книгу» говорящего, переписываются в «Книгу» обсуждаемого человека. (Представьте себе какой вы делаете большой подарок человеку, которого только что заглазно осудили. Не зря один из самых талантливых учеников Имама Аъзама Абу Ханифа (80-150/699-767) - Абдуллах б.  Мубарак аль-Марвази (118-181/736-797) говорил: «Если бы я заглазно кого-либо осуждал, то делал бы это по отношению к своим родителям, так как было бы более справедливо отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно своим родителям»).

Три  вида Гыйбы:

1) Когда человек, осуждающий кого-либо, говорит: «Я не делал Гыйба, а сказал, то что есть». Это не что иное, как неверие в ясное сообщение Священного Корана, где сказано: «Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взоры их - завеса. Для них великое наказание!» (2 : 6, 7).

2) Второй вид Гыйба, - сообщение человеку о том, что его заглазно осуждали. Это большой грех, и одного покаяния после совершения такого греха мало. Необходимо добиваться чтобы этот человек лично простил этого «вестника».

3) Третий вид Гыйба, – это когда человек, которого осудили заглазно, не узнал об этом. В этом случае необходимо принести покаяние, и после покаянной молитвы просить Аллаха субхана ва таля дать благостей этому человеку.

Если при вас стали осуждать кого-то за глаза, то вы тут же должны остановить собеседника и предупредить об опасности. Сказано в хадисе:

«Если кто-либо поможет своему брату по вере, когда тот об этом не подозревает, то Всевышний Аллах поможет такому человеку и в этом и в загробном мире».

Еще сказано в хадисе: «Если кто-либо при совершении Гыйба (заглазного осуждения) брата по вере не помог ему в меру своих сил, то ему будет достаточно грехов и в этом мире и в загробном».

Еще сказано: «Если кто-либо в этом мире защитит честь брата по вере, то Всевышний Аллах спасет его от Ада, послав ему в помощники своего ангела». И еще: «Если кто-либо защитит своего брата по вере в вопросах чести, то Аллах защитит его от мучений Ада».

Если человек, при котором происходит Гыйба, не остановит собеседника словом или хотя бы в душе, то станет соучастником этого греха. Если имеется возможность, то надо сразу остановить любителя заглазного осуждения, а если нет, надо тут же встать и уйти. Непростительно в таких случаях выражать свое недовольство покачиванием головы, делать знаки глазами или рукой. Нет! Надо сказать вслух: «Замолчи»!

Искуплением греха заглазного осуждения является, как уже было отмечено выше, не только сожаление и покаяние о содеянном, но и необходимость получить прощение человека, о котором говорилось. Сказано было в хадисе: «Не будет прощен человек за гыйбу, пока его не простит тот человек, о котором он злословил». [Дэйлеми].

Имам Ибн-и Абидин в своей книге «Редд-уль-Мухтар…» пишет, что таким же грехом является заглазное осуждение умерших, а также соотечественников из числа неверующих.

Гыйба,  – хуже прелюбодеяния (зина)

Сказано было в хадисе: «Опасайтесь гыйбы, так как (наказание за) гыйба сильнее, чем за прелюбодеяние. Если человек, совершивший зина, покается и больше не будет его совершать, то Аллах примет его покаяние. Но тот, кто совершил гыйба, не будет прощен до тех пор, пока его не простит тот, о ком он делал гыйба». [Ибни Абид-Дуния, Дэйлеми, Табарани, Байхаки и другие имамы].

Хадисы о Гыйба:

«В мирадже, спросил о тех, которые в Аду ели вонючую падаль. Мне ответили: Это те, которые ели мясо людей, делая им гыйба». [Имам Ахмад].

«Злословие и доносительство ослабляет веру человека, сводит его на нет». [Исфахани].

«Делать гыйбу хуже, чем есть падаль». [Ибни Хиббан].

«Позже всех выйдет из Ада тот, кто делал гыйбу и покаялся. Раньше всех войдет в Ад тот, кто умер, не покаявшись от гыйбы». [Рийад-ун-Насихин].

«Мольба человека, который делает гыйба – не принимается.» [Шир’а].

«Пост является щитом от огня. Но до тех пор, пока не будет разбит гыйбой». [Бухари].

«Делающий гыйба – будет в Аду». [Исфахани].

«Посланник Аллаха сказал человеку, сделавшему гыйба: Покайся, ты ел мясо своего брата». [Табарани, Ибни Аби Шэйба].

«Когда была сделана гыйба человеку, получившему наказание за свою провинность, Посланник Аллаха сказал: «Ну, давайте, ешьте мясо вот этой ослиной падали. Делать гыйбу хуже, чем есть эту падаль». [Ибни Хиббан].

Да убережет нас Аллах, Велик Он и Славен, от такого греха как Гыйба! Амин!

Другие статьи в этом разделе

ПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ

Вопрос: Человек который входит в дом или офис обязательно должен попросить разрешения?

Ответ: По этому поводу, в книге ''Хадика'' говорится:

''Входя в чужой дом, комнату, двор, попросить разрешения является ваджибом. Не нужно входить без разрешения; не постучавшись, не позвонив в звонок, не подав голоса, не поздоровавшись. Даже родителям входя в комнату детей, а детям входя в комнату родителей, нужн...

СМОТРЕТЬ НА СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Тот кто умеет давать себе оценку, видеть свои недостатки, не затрагивая при этом чужих интересов – самый счастливый мусульманин. К огромному сожалению, из-за того что мы смотрим только на других, перестаем видеть себя. Но можно посмотреться в зеркало, где можем увидеть свое отражение. Одно из подобных зеркал, это труды одного из величайших праведников Имама Раббани. Те кто смотрясь на подобные зеркала, смогли увидеть себя со стороны, узнать себя, окажутся в числе спасенных.

Пр...


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37