1. Главная >
  2. Мазхабы ахли сунна >
  3. ИМАМ ШАФИИ

ИМАМ ШАФИИ

Основатель 3-го мазхаба Имам Мухаммад б. Идрис аш-Шафии

ИМАМ АШ-ШАФИИ (рахметуллахи алейх)

(Мухаммад б. Идрис б. Аббас б. Усман б. Шафии; аль-Курайши. 150/767-204/820)

Имам аш-Шафии родился в Газзе в 150-м году и умер в Египте в 204-м. Могила находится в Каире у могил «Курафа». Его предок в 8-ом поколении Хашим б. Мутталиб б. Абд-и Манаф приходится племянником другого Хашима, предка Посланника Мухаммада, (саллаллаху алейхи уасаллям). Прапрапрадед Имама - Саиб в битве при Бадре был на стороне противника. После этой битвы он и его сын Шафии приняли Ислам, и стали Сподвижниками Пророка (алейхиссалям). В память о своем предке Имам и принял имя «аш-Шафии». Мать Имама была родственницей внука Пророка (саллалаху алейхи уассалам) – Хасана б. Али б. Аби Талиба, (радиаллаху анхум аджмаин).

Еще 2-х годовалым ребенком он побывал в Мекке вместе с родителями. В малолетнем возрасте там же выучил Коран, а в 10 лет уже знал на память всю книгу Имама Малика «Муватта»! В 15 лет он начал давать фетвы. В 165-ом году поехал в Медину и 9 лет учился у Имама Малика, (рахметуллахи алейх). Тонкости арабского языка и народные предания изучал у жителей племени Хузайл, подолгу живя вместе с ними в степи.

В 185-ом году приехал в Багдад для продолжения учебы. Здесь он учился у знаменитого муджтахида Мухаммеда аш-Шэйбани, ученика Имама А'зама Абу Ханифа, да будет на них милость Аллаха (рахметуллахи алейхим).  На протяжении всей жизни Имам аш-Шафии всегда с любовью отзывался об этом ученом, неустанно повторяя, как много он ему дал знаний. Кроме того, Имам Мухаммед женился на его матери, и Имам аш-Шафии стал его приемным сыном. Это позволило ему впоследствии получить в наследство все труды великого Муджтахида.

Через 2 года аш-Шафии поехал в Мекку для совершения Хаджа, и вернулся в Багдад уже в 198-ом году. В 199-ом переехал жить в Египет, где и умер в 204-ом году. Много лет спустя после его смерти было решено перевезти останки в Багдад. При вскрытии могилы распространился такой сильный мускусный запах, что участники вскрытия лишились чувств. По этой причине было решено отказаться от перезахоронения.

Среди современников Имама мало кто мог с ним соперничать по знаниям Корана и Сунны. Еще, будучи совсем молодым человеком, он во многом превзошел своих учителей. Его знания, нравственный образ жизни, острый ум и отличная память позволило Имаму аш-Шафии за очень короткое время стать «Мутлак Муджтахидом», - основателем мазхаба. Последователей его школы становилось все больше и больше. Жители Мекки, Медины, Палестины, а впоследствии Египта и других стран, стали придерживаться его школы. Становилось понятным, что Пророк Мухаммед, (саллалаху алейхи уассалам), имел в виду именно его, Имама аш-Шафии, когда говорил: "Ученый из курайшитов заполнит весь мир своими знаниями".

Самыми известными его учениками были: Ахмад б. Ханбал (впоследствии стал основателем 4-го мазхаба), Исхак б. Рахавэйк, аз-Заферани, Абу Саур Ибрахим б. Халид, Абу Ибрахим аль-Музени, Раби б. Сулейман аль-Муради и др. Имаму аш-Шафии принадлежат много ценных высказываний, которые помогали мусульманам точнее определить свой путь к спасению. Имам мало ел и мало спал. "Обильная пища утяжеляет человека. Уменьшает способность получать и понимать знания. Любителя обильной пищи всегда тянет ко сну, что, естественно, отнимает много ценного времени. Весьма умеренный прием пищи, является основой для молитвы, для получения знаний, а значит и спасения"- говорил он.

Еще из высказываний Имама аш-Шафии: «Если два человека после ссоры стали раскрывать недостатки друг друга, то это явный признак лицемерия».

«Получать знания гораздо важнее, чем совершение дополнительных молитв».

Сын известного муджтахида Ахмеда б. Ханбала (эпонима 4-ой школы Суннитов) Абдуллах, спросил как-то своего отца, почему он часто обращается к Аллаху Тааля с мольбой быть милостивым к Имаму аш-Шафии. Имам ответил: «Сын мой! Место Имама аш-Шафии среди людей подобно солнцу на небе...». (Здесь окончен перевод из книги «Mizan-ul-kubra» Абдулваххаба аш-Ша'рани).

Следующий перечень ценных трудов Имама аш-Шафии приведен в энциклопедии великих людей Ислама. Сборник вышел в Турции в 1992-ом году:

1. Ахкам-уль-Куръан; 2. Ихтилаф-уль-Хадис; 3. Муснад-уш-Шафии; 4. Рисала фи-ль-Усул; 5. Аль-Маварис; 6. Аль-Умм; 7. Китаб-ус-Сунан валь-Муснад; 8. Аль-Эмали аль-Кубра; 9. Аль-Имла ас-Сагир; 10. Адаб-уль-Кади; 11. Фадаиль-и Курайш; 12. Аль-Ашриба; 13. Ас-Сабку ва-р-Рэмъю; 14. Исбат-ун-Нубувва уа Рэдд-и аляль-Берахима; 15. Диван.

(IAA, III: 237-246).

Другие статьи в этом разделе

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ КОРАНУ И СУННЕ

Существуют различные Джама'аты, между которыми и вероучение, и понимание дозволенного-запретного, и некоторые нравственные нормы находятся в явном противоречии. То, что одни из них считают дозволенным, по мнению других, является запретным. То что, по мнению одних, является сунной, другие считают нововведением. Какая же группа находится на верном пути?

В хадисах приказано следовать вероучению Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (Людей Сунны и Согласия), любить праведных мусульман, др...

НАУЧНЫЕ ТЕРМИНЫ

Вопрос: Во всех религиозных книгах часто употребляются слова, «мушрик, кафир, муртад, мунафик, атеист, зындык, мульхид, бид′ат, безмазхабник». Мне показывают такое и говорят – вот смотри как людей оскорбляют. А почему на самом деле так обращаются к людям?

Ответ: Это делается не для того чтобы унизить или оскорбить людей. Это религиозные термины. Вынуждены так написать. Мы тоже пишем так, как написано в книгах ученых. Без...


Москва

1445 год, 16 - Шаууаль.
2024 год, 25 - Апрель.
Имсак 1:31
Фаджр 2:06
Восход 4:50
Ишрак 5:59
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:44
Аср 17:47
Исфирар 19:11
Магриб 20:08
Иштибак 21:30
Иша’а 22:54
Иша’а-и Сани 23:30