ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛА МЕСЯЦА РАМАЗАН, А ТАКЖЕ ПЕРВОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА ИД-АЛЬ-ФИТР

Известно, что Рамазан является месяцем, когда мусульмане выполняют одну из пяти столпов Ислама – соблюдают пост, предписанный Всевышним Аллахом. Так как сказано в Коране: «Mecяц paмaдaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн в pyкoвoдcтвo для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, - и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зaтpyднeния для вac, и чтoбы вы зaвepшили и вoзвeличили Aллaxa зa тo, чтo Oн вывeл вac, - мoжeт быть, вы бyдетe блaгoдapны!» (2: 185).

В связи с этим Предписанием каждый совершеннолетний дееспособный мусульманин, обладающий достаточным здоровьем и не являющийся путником, Обязан (Фард) соблюдать пост в месяц Рамазан. Время начала поста начинается с появлением на небосклоне «молодого» месяца. Так как Пророком (мир ему и благословение Аллаха) было сказано:

«Поститесь, когда увидите его (полумесяц). И разговляйтесь, когда снова увидите его. И если будет погода облачной и вы не сможете его увидеть, то заканчивайте месяц Ша’бан тридцатью днями». [Насаи; Ахмад].

И  ещё: «Поститесь, когда увидите полумесяц». [Бухари; Муслим и др.].

ВРЕМЯ И МЕСТО ПОЯВЛЕНИЯ ПОЛУМЕСЯЦА

В НАЧАЛЕ РАМАЗАН:

Полумесяц в начале Рамазана появляется на западной стороне сразу после захода Солнца в последний день месяца Ша'бан. Соответственно, от рассвета первого дня месяца Рамазан все мусульмане приступают к соблюдению поста.

Таким же образом определяется и первый день праздника окончания Поста. Он так же фиксируется с появлением молодого месяца Шавваль после захода Солнца в последний день месяца Рамазан. В случае облачной погоды, окончание месяца фиксируется окончанием 30-го дня, как и было сообщено в хадисе.

Определение окончания месяца Рамазан облегчается тем, что месяцы лунного календаря состоят из 29 или 30 дней. Нет ни одного месяца, который бы заканчивался 28-м или 31-м днем. Поэтому, если после захода Солнца в 29-ый день месяца Рамазан, новая Луна не появилась, то стало быть, Рамазан состоит из 30 дней и надо поститься еще один день. В случае если не появится новый месяц и после захода Солнца в 30-й день, то, тем не менее, фиксируется окончание Месяца Поста и следующий день объявляется праздничным.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МЕСЯЦА В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ:

Подтверждением начала или окончания месяца Рамазан является лишь появление нового полумесяца на западной стороне и после захода Солнца. Появление молодой луны в первой или во второй половине дня не может служить доказательством начала следующего месяца.

Следовательно, появление полумесяца в течение дня, в какой бы то ни было части небосклона, не является достаточным для определения начала или окончания поста в Священный месяц Рамазан.[i]  

СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ НОВОЛУНИЯ:

Стремление к правильному определению начала или конца месяца Рамазана является одной из обязанностей мусульман. Но не все это могут делать, к примеру, в облачные или пасмурные дни. В такую погоду считается достаточным, если о появлении луны сообщил совершеннолетний мусульманин, слову которого можно верить (Адиль).[ii]  

Мусульманин, увидевший молодой месяц, обязан сообщить в духовное управление, или объявить об этом в главной мечети, где наибольшее скопление народа. Если же по какой-либо причине чье-либо свидетельство о появлении луны не будет принято, то сам увидевший обязан действовать по своему свидетельству. То есть, человек, видевший после захода Солнца молодой месяц, должен на следующий день соблюдать пост (если это начало Рамазана). В противном случае, ему придется после Рамазана возмещать этот пропуск.

Если же погода стоит ясная, то необходимо свидетельство надежной группы людей, или, хотя бы двух мусульман. В соответствии с решением местного духовного управления, условие о   количестве свидетельствующих мусульман может быть изменено в большую сторону.

Следует заметить, что мусульмане, видевшие появление молодой луны, должны сообщить об этом джамаату сразу же. Так как запоздалые сообщения типа: «Мы в такой-то вечер видели молодую луну», не принимаются.

НАБЛЮДЕНИЕ ЛУНЫ В ТУМАННУЮ ПОГОДУ:

В туманную погоду, а также, если видимость небосклона ухудшена из-за дыма или пыли, то для начала или окончания поста свидетельство о появлении новой луны одного мусульманина не считается достаточным. Для принятия такого решения, необходимо свидетельство как минимум двух мужчин, или одного мужчины и двух женщин. Если свидетельства такого количества мусульман отсутствует, то месяц Рамазан заканчивается тридцатью (30) днями.

При определении дня праздника Курбан (Ид аль-Адха) действуют в соответствии с теми же условиями, что и при определении праздника Ураза (Ид аль-Фитр).

На 29-ый день месяца Зи-ль-Ка'да, накануне праздника Жертвоприношения (Ид аль-Адха), начинается исследование (поиск) небосклона с целью обнаружения молодой луны. И здесь так же необходимо свидетельство как минимум двух мужчин, или одного мужчины и двух женщин.

НАБЛЮДЕНИЕ ЛУНЫ В РАЗНЫХ МЕСТНОСТЯХ:

По вопросу о возможности раздельного решения о начале и окончании поста при наблюдении луны в разных местностях, мнения ученых Ислама расходятся. Дело в том, что  основное положение по определению новой луны предполагает достаточным обнаружение ее в какой-либо одной местности. И этого факта (по мнению Имама А’зама Абу Ханифа) считается достаточным для того, чтобы все мусульмане всех регионов начинали отсчет нового месяца с этого времени, начиная и заканчивая пост одновременно.[iii] 

Однако, некоторые ученые мазхаба Ханафи склонялись к тому, что если между отдельными районами расстояние составляет более 24-х фарсахов, то, в случае расхождений во времени появления новой луны, мусульмане этих местностей могут действовать раздельно.

Но тут надо помнить, что для раздельного следования в этом положении, необходимо, чтобы расстояние между населенными пунктами было не менее чем 24 фарсаха.

Если же расстояние между пунктами меньше, то появление луны в одном из пунктов, является достаточным условием для всех мусульман.[iv] 

СООТВЕТСТВИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ ЛУНЫ С АСТРОНОМИЧЕСКИМИ РАСЧЕТАМИ:

В последние годы обострились споры о несоответствиях между визуальными наблюдениями новолуния и астрономическими данными соответствующих исламских и неисламских учреждений. Появляются календари, в которых по-разному указано начало месяца Рамазана. Естественно, что такое положение не прибавляет единства между единоверцами. Неоднократно случались факты раздельного начала поста и, соответственно, раздельного празднования Ид аль-Фитр. Разница в днях была от одной до трех дней! А ведь самая большая разница при наблюдении небосклона в самых отдаленных точках земного шара (к примеру, в Индонезии и Марокко) не может превышать одного дня. Стало быть, налицо ошибочные решения.

Действительно, как тут быть? Следовать ли хадису, в котором указано начинать пост при обнаружении на небосклоне молодой луны. Или, может быть, это обман зрения? Как же иначе объяснить различие в соблюдении праздника Ураза (Ид аль-Фитр) до трех дней. Может лучше  положиться на точные расчеты специалистов? Ведь зачастую люди, «увидевшие» новую луну, не знают даже в какой стороне небосклона ее искать. Конечно же, они обманываются, когда "видят" полумесяц, принимая за него похожее скопление каких-либо веществ. Ввиду этого, некоторые ученые Ислама не принимали на веру такие «свидетельства», а соглашались лишь с теми свидетельствами, которые соответствовали расчетам астрономов.

Но тогда встает другой вопрос: - Надо ли, исходя из создавшегося положения, следовать лишь астрономическим подсчетам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно «Да», или «Нет».

Нельзя на этот вопрос ответить «Да», так как указание на соблюдение  поста опирается не на математические расчеты, а на появление нового полумесяца. Несмотря на достаточную точность расчетов метеорологов, нельзя все-таки по ним определять начало месяца Рамазан,  так как Аллах субханаху ва тааля четко определил нам время соблюдение поста от рассвета (фаджр-и садык) до захода Солнца за горизонт.

В то же Время Всевышний Аллах не ограничил начало Рамазана точным временем рождения новой луны. Напротив, Создатель (Велик Он и Славен) предписал нам начинать отсчет месяца Рамазан с момента, когда мы увидим новую луну на небосклоне.

При таком положении, когда луна уже народилась, мы не можем начинать соблюдение поста, пока эту луну не увидим воочию. Такое же положение возникнет и в обратном случае. Если мы увидим молодую луну на небосклоне, мы обязаны будем начать свой пост, даже если это не будет соответствовать астрономическим подсчетам. Ведь вполне возможно, что в подсчеты вкралась ошибка. Ввиду вероятности ошибок в подобных положениях, нельзя следовать лишь подсчетам ученых.

В то же время, неправомерным будет и однозначное утверждение следовать только тому, что мы видим на небосклоне, и не обращать внимания на астрономов. Ведь расчеты ученых простираются на многие годы, и даже столетия. А цифровые данные выверены ими до сотых долей секунд и т.д. Многолетние наблюдения затмений Солнца и других событий в космосе  подтверждают их точные расчеты. Естественно, что это не означает знание учеными что-либо из Сокрытого (Гайб), а является лишь их подтверждением неизменной гармонии движений, созданных Аллахом субханаху ва тааля. Да, заглянув в их таблицы, мы можем получить сведения о времени рождения луны на десятилетия и даже на столетия вперед. Но это не является познанием Сокрытого (Гайб). Так как «Гайб» – это то, что человек познать не может.

Сказано в Коране: «Пoиcтинe, y Aллaxa вeдeниe o чace; Oн низвoдит дoждь и знaeт, чтo в yтpoбax, нo нe знaeт дyшa, чтo oнa пpиoбpeтeт зaвтpa, и нe знaeт дyшa, в кaкoй зeмлe yмpeт. Пoиcтинe, Aллax - вeдyщий, знaющий!» (31: 34).

Таким образом, все, что человек может познать, не является «Гайб»ом. Все, что человек может высчитать, или даже представить себе, является созданием Всевышнего Аллаха. Человек может познать лишь то, что позволит ему Аллах субханаху ва тааля. Милосердный Создатель не предписал нам связывать время своих поклонений с вычислениями астрономов. Но Он (Хвала Ему) также и не запретил нам пользоваться их подсчетами, так как среди видевших на небосклоне новую луну могут быть и обманщики (раскольники), и те, кто просто ошибся.

Ввиду этого несколько противоречивого положения, ученые склоняются к тому, чтобы определять начало месяца Рамазан или с появлением на небосклоне новой луны, или с окончанием 30-го дня предыдущего месяца Шабаан. Наблюдение новой Луны является явным предписанием Всевышнего Аллаха. Сказано в Коране: «Mecяц paмaзaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн в pyкoвoдcтвo для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, - и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. …» (2: 185). Однако, повторимся, пользоваться при этом научными расчетами вовсе не запрещено, а наоборот, - весьма желательно. Ведь пользуемся же мы очками, для того чтобы видеть лучше. Как же можно отвергать научные расчеты. И Всевышний Аллах (хвала Ему), и Его посланник (да будет милостив к нему Аллах) предписывают нам при выборе пути использовать все свои умственные способности.

Итак! При определении начала месяца Рамазан можно и нужно пользоваться научными данными ученых-астрономов. Но при этом одновременно, в соответствии с сообщениями Посланника (мир ему и благословение Аллаха), необходимо в предполагаемое время поручить надежным людям (благочестивым мусульманам) исследовать небосклон с целью обнаружения новой луны. В случае непогоды, можно пользоваться данными о начале предыдущего месяца, а также использовать научные выводы.

О том, что для определения начала и конца месяца  Рамазан  нельзя пользоваться лишь календарями или расчетами ученых сказано в «Фатава-и Хиндиййа».[v]   Если же случилось так, что соблюдение поста (месяца Рамазан) началось по данным календаря, то из предосторожности рекомендуется после праздничных дней Рамазана поститься еще два дня с намерением восстановления (Када).

А истина вся у Аллаха, хвала Ему Всевышнему.

Аль-хамду-лильЛяхи Раббиль-алемиин!

Мухаммад аль-Коккози. Санкт-Петербург – 2002 г.

«TAM ILMIHAL SEADET-I EBEDIYYE» – Huseyn Hilmi Ishik, Istanbul, 1996;

«Al-FIKH AL-MAZAHIB AL-ARBA'A» - Abdu-r-Rahman al-Djeziri, İstanbul, 1993;

***

(Из сборника по фикху «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. Часть 6: ПОСТ - «Китабу-с-Саум»)

 

 

 

[i] Это мнение принадлежит Имаму А'заму Абу Ханифа и Имаму Мухаммаду аш-Шэйбани (да будет к ним ко всем милостив Аллах). По мнению же Имама Абу Йусуфа, определять начало или конец месяца Рамазана можно и по полумесяцу, появившемуся в дневное время. Имам Абу Йусуф считает, что если молодой полумесяц появится на небосклоне до полудня, то значит, прошедшая ночь является первой ночью нового месяца. Если же полумесяц появится после полудня, то это означает, что новый месяц наступит после захода Солнца.

 

[ii] Мусульманин может называться "Адиль", когда его действия, по мнению мусульман, в большей степени богоугодны, нежели греховны. А точнее, "Адиль" – это мусульманин, не совершающий больших грехов и избегающий малых. К примеру, не соблюдение ежедневной молитвы – большой грех.

В книге "Хадика…" говорится, что не могут считаться "Адиль" и представители реформаторских течений, которые безосновательно обвиняют последователей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Безосновательные обвинения, опирающиеся на толкования Корана и Сунны по собственному разумению, является большим грехом.

В книге "Дурр-уль-Мухтар" так же говорится: "Обвинение мусульман вследствие неверных толкований Источников является большим грехом. Их свидетельства не принимаются".

 

[iii] Это мнение Имама А'зама Абу Ханифа и муджтахидов остальных мазхабов, кроме мазхаба Шафии. По иджтихаду ученых мазхаба Шафии считается, что если расстояние между 2-мя населенными пунктами составит более 24-х фарсахов (1 фарсах в этом мазхабе = 5040 м.; 24 х 5040 = 120км. 960 м.), то в случае появления новой луны во втором пункте на день раньше или позже, они могут действовать самостоятельно.

 

[iv] По мазхабу Ханафи, 1 фарсах равен 5760 метров. В остальных 3-х мазхабах 1 фарсах равен 5040 метров. (См. главу «Мусафир» в разделе Молитв в 4-ой части настоящего сборника).

 

[v] "Фатава-и Хиндиййа" – Сборник фетв мазхаба Ханафи, составленный учеными Индии под руководством Шейха Низама Муину-д-Дина ан-Накшибанди в годы правления Шаха Мухаммада Эвренкзиба (ум. в 1118/1707).