1. Главная >
  2. Торговые взаимоотношения >
  3. АРЕНДА

АРЕНДА

Вопрос: В то время когда мусульмане испытывают трудности с жильем, не будет ли грехом держать пустым свою квартиру? Некоторые владельцы жилплощади отдают в аренду жилье грешникам и плохим людям которые платят больше в то время как хорошие, благочестивые люди не могут из-за бедности заплатить такие цены. Будет ли грехом обделять таким образом благочестивых?

Ответ: Держать незаселенным жилье в то время как мусульмане испытывают трудности со съемом жилья это исраф, и в то же время не очень хорошо сдавать жилье по завышенной цене. Аллаху тааля, в 152 аяте суры ''Бакара'' говорит: «Будьте Мне признательными и не будьте неблагодарными».

Что такое Шукр (благодарность)? Об этом много говорили ученые Ислама: Благодарность, следовать Исламу, данные Аллахом благости использовать в Его любимых делах. За каждую часть тела есть своя благодарность. К примеру благодарность за зрение, не видеть недостатки друзей, за слух, сделать вид что не услышал обвинения, за ноги, не посещать плохие места, за тело, соблюдать пост. Благодарность за богатство, давать садака.

Аллаху тааля испытывает людей терпением и благодарностью. Бедного экзаменует терпением, богатого же благодарностью. Выше было упомянуто «Будьте благодарны, не будьте неблагодарными.» Что такое неблагодарность, черствость? Это не быть благодарными.

Имам Муджахид, 83 аят суры ''Нахль'' «Они знаю милости Божии, а потом отрицают их. Большая часть из них – неверные» растолковал  следующим образом: ''Знают что благости от Аллаха. Но говорят что они сами это заработали или получили в наследство, чем проявляют свою неблагодарность.''

Аллаху тааля дал человеку два дома. Одну из них он держит пустым или же сдает дорого. Если он говорит ''Мы что с тобой партнеры? Мне было нелегко построить этот дом. Я сдам свой дом за сколько захочу и кому захочу, будь то грешник, будь то хороший человек.'' то разве это не похоже на толкование Имама Муджахида о неблагодарности? Сдавать жилье за 250-300$, в то время как аренда стоит 100-150$, это отчуждать людей с хорошими намерениями, оставлять их среди плохих. Это разве не приведет к испорченности детей? Не дать жилье своим родственникам или товарищу по работе, потому что они не смогут оплатить и сдать плохим людям, разве это благодарность? Не нужно следовать за всеми оправдываясь что мол все сдают за такую цену.

В Священном Коране говорится:

«Если ты будешь следовать большей части тех, которые живут на земле, они совратят тебя с пути Божия». (Анам 116)

Наша религия любит хороших богатых, и строго относится к плохим богатым. «Как мало признательных в числе рабов Моих». Саба 13

«Да. Но человек он непокорен, как только увидел себя богатым». Аляк 6-7.

«Вы любите богатства горячей любовью». Фаджр 20

«Объяви тяжкое наказание тем, которые собирают золото и серебро и не тратят их на пути Божием.» Тауба 34

«Пусть богатства ваши и дети ваши не заставляют вас забывать забывать о Боге». Мунафикун 9

Наш пророк сказал: «Добра много, мало тех кто делает ее». (Хатиб)

«Большинство в аду - богатые.» (Имам Ахмед)

«Богатые погибнут. Спасутся только те кто тратили свои деньги на полезное. Но таких богатых мало». (Ибни Маджа)

Что такое благодарность за дом? На практике, имеющий несколько домов, сдавая их в аренду, не получает от этих денег добра. Потому что наша религия рекомендует продавать лишний дом, или же сдавать благочестивым людям бесплатно или же за небольшую оплату. Таким образом проявляет благодарность за лишнее жилище. За содеянное добро польза есть не только в ахирате но и в этом мире. У имущества будет баракат. Потраченные деньги вернуться с толикой. В хадиси шарифе сказано: «Пусть вас не обманывают намаз и пост человека. Чтобы понять его посмотри на его отношение к деньгам».

Как проявляется отношение человека с деньгами. Если его намаз правильный, то будет спасать от напастей, хорошие люди не попадали в трудные ситуации. «Наш пророк спросил про проходящего мимо человека. Сказали что он богатый, может попросить в жены любую женщину и ее сразу же выдадут за него, все прислушиваются к его словам. Пророк замолчал. Затем спросил про другого человека который проходил мимо. Люди ответили: Он настолько беден, что никто не выдаст за него свою женщину, если заступится за кого, то никто к нему не прислушается, никто не слушает его слов. Пророк сказал: Этот благочестивый бедняк лучше того грешного богатого чье сердце наполнено мирским». (Бухари)

Как же счастлив богатый человек расходующий свои средства на полезное.

СОСТРАДАЮТ ТЕМ КТО СОЧУВСТВУЕТ ДРУГИМ

К сказанному выше возникло четыре вопроса.

Первый вопрос:

Имея один дом, влез в долги и построил второй дом. Если начну сдавать в аренду для расчета с долгами то совершу ли грех?

Ответ: Нет, греха нет.

Второй вопрос: Мой дом находится далеко от работы и поэтому я снял рядом маленькое жилище. В своем доме иногда остаются мои дети. Чтобы работать со спокойной душой и отдыхать или по другим причинам иногда приезжаю в свой дом. Если приходят гости, чтобы они чувствовали себя спокойно, устраиваю их в своем доме. Некоторые из соседей используют мой дом для пикника. Будет грехом если использовать свой дом таким образом?

Ответ: Греха в этом нет. Также можно выделить дом и для гостей. Будет еще лучше если выделить одну комнату только для гостей.

Наш пророк сказал: «С каждой вещи есть закят. Закят с дома, комната для гостей».

Вопрос третий: Начал искать совет по сдаче в аренду своего дома. Один из взрослых людей посоветовал продать дом или же сдать дешево чтобы помолились за меня люди. Об этом сказал жене. «Обычно не слушаешь советы старейшин, в этот раз тоже никого не слушай». Я прислушался к жене и сдал дом за высокую плату. Благодарю Аллаха тремя способами:

1 – За то что обладаю домом.

2 – Дом не стоит пустым.

3 – Смог сдать за высокую цену.

Тот кто признателен Аллаху трижды, не будет неблагодарным. Я не отношусь к тем про которых сказано в 83-м аяте суры Нахль «Они знают милости Божии, а потом отрицают их. Большая часть из них – неверные». Я не говорю что это заработано мной, это нам дал Аллаху тааля.

В будущем сдам еще дороже и еще больше буду благодарен Аллаху. Разве может быть тот кто признателен быть неблагодарным?

Ответ: Что такое признательность, благодарность? Это пользоваться каждым органом, всем что дал Аллах для того чтобы он был доволен. Например не глядеть на харам это благодарность Аллаху за зрение. Аллаху тааля дал дом, значит не совершать в этом доме харам. Если сдавать в аренду, то сдавать дешево! Таким образом выяснится его благодарность Аллаху тааля. А сдавать дорого, при этом говорить «О Аллах, если сдам еще дороже, то буду благодарен еще больше», это разве благодарность?

За того кто сострадал людям, будут переживать в Судный День. В хадиси шарифе сказано: «Не проявляют милосердия к немилосердному, не переживают за того кто не сострадателен». (Муслим)

Вопрос четвертый: Можно ли сдать дом задорого, как сдают в аренду другие предметы?

Ответ: Дом не такой товар как остальные. Любой товар, если есть покупатель, с условием не обманывать, нет греха продавать дороже в два а то и в десять раз. Потому что наш пророк сказал что в нашей религий нет регулирования цен. Но в Исламе, жилище входит в состав нафака.

Продукты питания которые входят в число нафака, нельзя придерживать и не продавать ожидая подорожания. Это грех.

Хазрат Имам Газали сказал:

Скупать продукты для того чтобы продавать когда подорожает, спекуляция, и это является грехом. Наш пророк сказал:

«Тот кто скупил продукты и хранил их в 40 дней, чтобы продать когда подорожает, даже раздав все это бедным, не сможет очиститься от греха». (Дейлеми)

«Тот кто хранит продукты 40 дней, отдалился от Аллаха». (Хаким)

«Привезя продукты с другого места, и продавая по местным расценкам, можно получить такой же саваб как если бы раздал бесплатно или освободил раба». (Имам Газали)

Дом, как и продукты относится к нафака и спекулировать им также неправильно.

Спекулировать, принимать большое количество арендаторов ищущих жилье как свалившуюся добычу, от любви к деньгам, очень нехорошо. Наш пророк сказал:

«Погиб влюбленный в деньги». (Тирмизи)

«Будет проклят поклоняющийся деньгам!» (Тирмизи)

«Любовь к деньгам может погубить». (Табарани)

Визирь сказал султану:

- Сделай такое чтобы все полюбили тебя.

- И что мне сделать?

- Все станут друзьями того кто является врагом деньгам. Деньги что острый нож; можно на пользу и на вред обернуть.

ДОГОВОРЕННОСТЬ ПО АРЕНДЕ

Вопрос: ''Ты живи в моем доме бесплатно. А я использую твое поле тоже бесплатно'' – можно ли таким образом брать в аренду?

Ответ: Нет. Можно арендовать за ту же сумму за сколько можно сдать дом. Посевной участок берут в аренду за ту же сумму сколько можно получить за аренду дома. Некоторые дают деньги в долг с нагрузкой; я даю в долг но живу в твоем доме бесплатно. Т.е. деньги без процентов, дом без арендной платы. В итоге вместо процентов за данный долг, живут в доме бесплатно. Поступать таким образом не разрешено.

Вопрос: Если грабитель взломал дверь арендуемого дома, то кто платит за ремонт двери, арендатор или арендодатель? Кто будет платить если дом разрушен в результате землетрясения?

Ответ: За урон нанесенный землетрясением и грабителем арендатор не платит. Арендатор платит за урон который нанес по своей небрежности.

Вопрос: Хозяин жилья, после окончания договора об аренде, просит увеличения платы по курсу. Совершу ли грех если не дам то что он просит?

Ответ: Да, будет грех.

Вопрос: Незакрытый водопроводный кран затопил нижнюю квартиру. Нужно ли оплатить ущерб?

Ответ: Да. (Маджалла)

Вопрос: Кто оплачивает ремонт кровли жилья?

Ответ: По договоренности.

Вопрос: Мне нашли квартиру подешевле. Я сказал ''еще и стены покрась''

Можно ли с такими условиями сдать дом?

Ответ: Договор заключается после проведения ремонтных работ. В договоре не обговариваются условия.

Вопрос: Разрешается ли выселить жильца до окончания договора?

Ответ: Нет.

Вопрос: Снял дом на год. Какое-то время спустя умер хозяин дома. Может ли меня выселить его сын?

Ответ: До окончания срока договора выселить не может.

Вопрос: В арендуемой посевной площади не взошел урожай. Нужно ли оплатить аренду?

Ответ: Да.

Вопрос: В деревне у меня пустующий участок земли. Один из друзей  попросил этот участок для посадки огорода. Ни о какой оплате речи не было. Отношения у нас хорошие и я ничего не сказал. Если не попрошу никакой оплаты, возьму что он даст, а не даст так и не надо. Правильно ли я поступлю?

Ответ: Если попросите оплату то поторгуйтесь! Тому кто крепко стоит на ногах, лучше не брать плату за сдаваемое жилье, за посевной участок. Об этом сказано в хадисе: «Отдать брату по вере свой участок для посева без оплаты, большой саваб.» (Несаи)

Вопрос: Если арендатор продал старый водонагреватель и купил новый, то нужно ли сообщить об этом хозяину?

Ответ: Лучше сообщить.

Вопрос: Могу ли попросить у арендатора оплатить за год вперед?

Ответ: Можете. Но поддержать помощью бедных очень большой саваб. Потому что в целом, арендатор, это бедный человек. Нужно быть к людям милосердными, сделать оплату удобной. Нужно учесть потребности мусульман. В хадиси шарифе сказано: «Тому кто поможет  мусульманину в его нужде, Аллаху тааля удовлетворит его потребность. Тому кто устранит трудности мусульманина, Аллаху тааля устранит его трудности в Судный День.» (Бухари)

«Есть люди которых Аллаху тааля наделил благами чтобы они помогали людям. Они пребывают в этих благостях пока делятся с людьми. Если воздерживаются и начинают избегать этого,  то отбирает у них и дает эти блага другим.» (Табарани)

«Пока раб помогает своему брату по вере, ему помогает Аллаху тааля.» (Муслим)

Богатому мусульманину следует быть совестливым, и не просить дорогую аренду.

АРЕНДА БАНКУ ИЛИ ПРОДАВЦУ АЛКОГОЛЯ

Вопрос: Можно ли сдать помещение в аренду банку или продавцу алкоголя?

Ответ: Банку сдать можно, не разрешается сдавать в аренду для продажи алкоголя.

КНИГА В АРЕНДУ

Вопрос: Можно ли арендовать книгу?

Ответ: Арендовать книгу для чтения нельзя. (Хуласа)

Разрешается брать книги для чтения если оформлен платный читательский билет, при котором не нужно платить отдельно за книгу.

ИНФЛЯЦИЯ

Вопрос: Сдал в аренду магазин на 5 лет, но сейчас из-за инфляции деньги потеряли стоимость. Магазины рядом сдают в 2-3 раза дороже. Разрешается ли попросить у арендатора разницу?

Ответ: Попросить разрешено, но принуждать, вынудить заплатить не разрешается. Потому что нет прав одностроннего расторжения договора. Если согласен, то можно цена поднимается на уровень рыночной.

Другие статьи в этом разделе

ТОРГОВАТЬСЯ - СУННА

Вопрос: Обязательно ли торговаться при совершений сделки?

Ответ: Нет. Нет такого обязательного условия. Торговаться – сунна нашего пророка. Также как при совершений сделки не разрешается дать себя обмануть, также не разрешается и обманывать. В переводе трех хадис шарифов сказано:

«Те, кто обманывают мусульман - не из нас». (Имам Рафии)

«Обманывающие нас не могут б...

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ХАРАМНЫЙ ЗАРАБОТОК

Любимый нами пророк про болезни, голод и смерть, которые мучают наш нафс сказал: «Если бы Аллаху тааля не дал эти три несчастья, люди бы совратились и испортились.»

Человек может умереть от болезни, при землетрясении, аварии или по какой-либо другой причине. Смерть идет за каждым. Мы идем вслед за мирским, а смерть идет за нами. Нам неизвестно где, когда и при каких обстоятельствах она нас застанет. Поэтому, нельзя забывать о смерти, этот д...


Москва

1445 год, 19 - Рамазан.
2024 год, 29 - Март.
Имсак 3:31
Фаджр 3:56
Восход 5:57
Ишрак 7:04
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:17
Аср 17:09
Исфирар 18:20
Магриб 19:14
Иштибак 20:24
Иша’а 21:22
Иша’а-и Сани 21:40