ПРЕРЫВАНИЕ ПОСТА ПРИ НУЖДЕ

Вопрос: Может ли быть прерван пост при голоде или жажде?

Ответ: В книге ''Уюн-уль-басаир'' по этому поводу сказано: ''Различают пять положений которым пользуется человек. Это – зарурат; ихтиадж; манфаат; зийнат; фудуль. Запретное, но не использование которым приведет к гибели, называют – зарурат. Если не применение, не использование приводит к трудностям, то это называют – ихтиадж. То от чего нет пользы, чем пользуются для видимости, для показа, называют – зийнат. При возникновении ихтиаджа разрешается прервать пост. В книге ''Бахр-ур-райык'' говорится: ''Прерывать без узра (уважительная причина, извинительное состояние) начатое поклонение, является харамом. Есть 8 видов узра, при котором возможно прервать пост: Болезнь, выйти в путь, угроза т.е. принуждение злодея, беременность, кормление грудью, голод, жажда, преклонный возраст.'' Ихтиадж, о котором сказано в книге ''Уюн-уль-басаир'' одно из этих восьми уважительных причин.

Употреблять в пищу хлеб из пшеничной муки, баранину, жирную пищу – манфаат (целесообразность, польза). Есть сладкое – зийнат. Пользоваться мубахами – фудуль (невоздержанность). При возникновений зарурата не разрешается давать ложную клятву. В таком случае нужно сказать что-нибудь двусмысленное, двоякое. При сильном голоде съесть мертвечину чтобы остаться в живых, будет заруратом. Попавшие на одежду брызги воды при омовений, брызги мочи животного долетевшие до одежды  всадника, относится к зарурату.''

           ***

Вопрос: Если богатый без всякого намерения раздаст ценности и деньги, то может ли розданное быть закятом?

Ответ: Нужно выполнить фарзы совершаемого поклонения. Если не исполнен фарз закята, то не окажется выплаченным. У закята один фарз, и это намерение. Намерение бывает сердцем. Выделяя из своего богатства закят, отдавая его бедному мусульманину, пропустить через сердце ''Даю закят ради Аллаха'', и вручая закят или поручая это задание своему представителю можно сказать ''дарю подарок'', на сказанное можно не обращать внимание. Если сделать одно намерение как и закят и садака, то по мнению Имама Абу Юсуфа, будет закятом. По мнению Имама Мухаммеда будет только садака, закят окажется не выплаченным. 

           ***

Вопрос: Нужно ли наследникам отдавать невыплаченный закят умершего?

Ответ: Закят умершего который не указал в завещаний, не выплачивается. Потому что необходимо было намерение. Наследники могут выплатить из своего богатства. В таком случае будет выполнен искат закята.