nmz_time

Суры и Дуа (mp3)



Причины Пропуска Поста.

продолжение

Причины Пропуска Поста. Возмещение и Искупление за Нарушения (Каффара).


Рассмотрим особенности каждого из четырех положений
:

1. Уважительные Причины, позволяющие отложить соблюдение поста на другое время:

а) Путник; Гость (Мусафир). Мусульманину, считающемуся по определению Шариата Мусафиром, дозволено отложить пост, не принимая намерения накануне ночью. Если же накануне ночью уже было принято намерение соблюдать пост следующего дня, то лучшим решением будет этот пост все-таки соблюсти. Однако если он на следующий день окажется в пути, и пожелает этот пост прервать, то ему будет достаточно лишь возмещение поста. Искупления в этом случае не потребуется ввиду указанной уважительной причины.[1]

 

б) Болезнь. Если по причине болезни мусульманин не может физически соблюдать пост, или если существует опасность увеличения болезни в случае соблюдения поста, то ему дозволено отложить пост до выздоровления. Точно также мусульманин имеет право прервать уже начатый пост с намерением последующего восстановления, если вдруг почувствует серьезное недомогание, которое мешает соблюдению поста. Если же болезнь мусульманина будет продолжаться долго, и он до самой смерти не сможет возместить пропущенные посты, то эти пропуски будут ему иншАллах прощены, и наследникам не надо будет давать за них милостыню в виде искупления (Фидья).

Однако если у мусульманина была возможность восстановления поста после выздоровления даже и на короткий промежуток времени, но он не восстановил пропущенные посты, или часть их, то в случае последующей невозможности восстановления поста по случаю немощи или  смерти, придется выплатить искупительную милостыню (Фидья).

Здесь необходимо заметить, что нельзя откладывать пост лишь из-за собственных опасений  ухудшения здоровья. Данная причина может считаться уважительной только тогда, когда опирается на решение квалифицированного и (желательно) благочестивого врача – мусульманина.

в) Старость. Пожилой возраст, немощь, также может быть уважительной причиной для не соблюдения поста. Если силы мусульманина все более уменьшаются ввиду старческого состояния, и надежды на восстановления достаточных сил нет, то он обязан давать искупительную милостыню (Фидья) за каждый день пропущенного поста (если обладает Нисабом). Подобная искупительная милостыня может даваться как после пропущенных постов, так и накануне, - за весь предстоящий пост месяца Рамадан. Милостыня Фидья может даваться в руки и одному нуждающемуся мусульманину, и может распределяться между несколькими мусульманами.

Размер милостыни "Фидья" равен размеру милостыни "Фитр". По желанию, эту милостыню можно вручать в руки нуждающимся, или же дважды досыта накормить одного бедняка (утром и вечером) за каждый день пропущенного поста.

г) Беременность и Кормление грудью: Если в месяц Рамадан беременная или кормящая грудью женщина будет опасаться, что соблюдение поста может повредить ее здоровью или здоровью ее ребенка, то она может не соблюдать пост, не принимая намерения накануне. Если же ею было накануне принято намерение о соблюдении поста следующего дня, то и в этом случае она может его нарушить, и впоследствии возместить каждый пропущенный и прерванный пост день за день. В подобных случаях в искуплении нет необходимости.[2]

В случае кормления грудью не принимается во внимание, кормит ли женщина собственного ребенка, или кормит приемного. Главным условием для возникновения уважительной причины в подобном случае является то, что этого же ребенка не кормит грудью еще и другая женщина.

д) Менструальное или Послеродовое Кровотечение: В месяце Рамадан непозволительно женщине соблюдать пост при  послеродовом или менструальном кровотечении.

е) Истощение и Обезвоживание: В случаях продолжительной нехватки пищи и воды, и ввиду опасности для здоровья, мусульманин может отложить или прервать пост с намерением восстановления в будущем. Но, как было указано выше, степень опасности здоровью определяется с помощью врача – мусульманина.

ж) Угроза или Насилие: Если при соблюдении поста возникает угроза жизни мусульманина, или кто-либо применит к нему насилие, то эта причина будет считаться уважительной для прерывания поста и восстановления его день за день в благоприятное время.

з) Военное Положение: Мусульманин может отложить пост в месяц Рамадан с намерением последующего восстановления, если решит, что соблюдение поста может повлиять на здоровье и уменьшить его боеспособность. Если мусульманин не принимал намерения на соблюдения поста на следующий день из-за предстоящего боя, то, в случае несостоявшегося боя, пропущенный пост подлежит лишь восстановлению без искупления.

Подобные причины являются уважительными для прерывания или откладывания применительно ко всем видам постов (фард; ваджиб; навафиль). Кроме перечисленных причин, позволяющих откладывать или прерывать пост, существуют еще несколько, относящиеся к постам дополнительным (навафиль) и к постам, требующим восстановления (каза). К примеру:

а) Приглашение или Организация Званого Ужина может быть уважительной причиной для откладывания или прерывания Дополнительного поста (Навафиль). Мусульманину, который приглашен в гости на угощение, или который сам организовывает подобное угощение для единоверцев, дозволено отложить или прервать (ифтар) дополнительный пост, с целью не обидеть брата по вере. Естественно, что откладывание или прерывание дополнительного поста возможно лишь с намерением последующего его восстановления.

б) В случае возникновения Угрозы Развода (Таляак): Если в случае продолжения поста возникнет угроза развода для другого мусульманина, то, с намерением спасения другого мусульманина от подобной беды, пост прерывается и возмещается в другое время. Более того, в подобных случаях прерывание поста является рекомендуемым действием (мэндуп).

2. Общие положения при пропуске поста и некоторые их особенности.

Существуют несколько общих положений, связанных с соблюдением поста или его пропуском, которые необходимо знать каждому мусульманину. К ним относятся:

а) Положения, при которых освобожденный от соблюдения поста мусульманин, действует так, как будто бы соблюдает пост.

б) Положения, при которых мусульманин лишь возмещает пропущенный пост день за день (Каза).

в) Положения, при которых мусульманин обязан и возместить, и искупить пропущенный пост (Каффара).

г) Положения, при которых вместо соблюдения обязательного поста, выдается Фидья:

Рассмотрим вкратце каждое из этих положений:

а) Положения, при которых освобожденный от соблюдения поста мусульманин,

действует так, как будто бы соблюдает пост:

Если мусульманин не был обязан (не фард) соблюдать пост в месяц Рамадан, но в один из дней этого месяца возникнет положение, обязывающий его (фард) соблюдать пост, то ему этот день до захода Солнца надо вести себя как человек, соблюдающий пост. Например:

а-1) Если женщина на момент начала дневного поста (от начала рассвета – Имсак) была в предродовом или менструальном состоянии, то в случае очищения в течение дня, должна себя вести до захода Солнца как человек, соблюдающий пост. Затем, после месяца Рамадана, ей надо будет возместить этот пропущенный пост день за день.

а-2) В таком же положении оказываются: Больной, выздоровевший в течение дня месяца Рамадан; Подросток, достигший совершеннолетия в течение дня; Неверный, принявший Ислам в течение дня Рамадана; Недееспособный, к которому вернулся разум в течение дня Рамадана. Они так же должны остальное время дня вести себя как постящиеся.

Однако достигший совершеннолетия и принявший Ислам не должны будут возмещать этот день поста, так как перед началом этого дня не были обязанными соблюдать (мукалляфами) какие-либо обязательные предписания (фарды).

а-3) Мусульмане, являющиеся путниками или больными, а так же женщины в предродовом или в менструальном положении, не обязаны (не фард) вести себя как люди, соблюдающие пост. Однако, если существует возможность, что их поведение будет неправильно понято теми, кто соблюдает, то из уважения к ним, лучше вести себя так же, как если бы и они соблюдали пост.

а-4) Подросткам, еще не достигшим совершеннолетия, необходимо рекомендовать соблюдение поста, если у них на это хватает сил. Это делается с той же целью, как им рекомендуется исполнять молитвы, для того, чтобы они могли привыкнуть к этим видам поклонений при достижении совершеннолетия.

б) О Положениях возмещения пропущенного поста день за день (Каза).

б-1) Путнику (Сафари) дозволено при желании отложить обязательный пост на более позднее время (после Рамадана) и возмещать его день за день. Однако если в пути нет существенных затруднений, то более благостным будет соблюдение поста в месяц Рамадан, а не откладывание его на потом.

б-2) В случае, если у мусульманина остался долг перед месяцем Рамадан за ранее не соблюденный пост, то ему не дозволяется возмещать его в этот месяц. Так как этот месяц предназначен для соблюдения обязательных постов Рамадана.

По прошествии этого месяца, можно возмещать и долги за месяц Рамадан, и долги, оставшиеся до этого Священного месяца.[3]

б-3) Если мусульманин, лишенный разума по болезни, обретет здоровье в месяц Рамадан, то ему надо будет впоследствии возместить все дни поста, пропущенные в этот месяц. Если же он обретет разум после окончания Священного месяца, то возмещать пропущенные дни поста ему не предписано.

Однако, если мусульманин пропустил посты в месяц Рамадан вследствие потери сознания, то, в случае выздоровления после Рамадана, ему надо будет возместить пропущенные посты, так как потеря сознания является обычной, проходящей болезнью.

б-4) При необходимости восстановления пропущенного поста, намерение принимается до начала рассвета предстоящего дня поста (Имсак). Если же намерение будет принято после рассвета, то соблюдаемый пост окажется в разряде дополнительного поста (Навафиль), а не станет возмещением пропущенного. И,  стало быть, при нарушении уже этого поста так же возникнет необходимость его восстановления. Так как нарушенные посты навафиль так же следует возмещать.[4]

б-5) Если мусульманин, при соблюдении поста в месяц Рамадан, нарушит его ввиду непредвиденных обстоятельств (к примеру, краткое безумие; или менструальное положение у женщин), то возникнет необходимость лишь последующего восстановления этого дня поста без какого-либо искупления.

б-6) Если человек при жизни не соблюдал какие-либо дни обязательного поста в месяц Рамадан, то после его смерти уже никто не сможет вместо него эти пропуски возместить. Так как этот вид поклонения совершается телесно каждым человеком отдельно. Подобные поклонения по мазхабу Ханафи не могут быть восстановлены другими людьми.

в) Положения, при которых мусульманин обязан и возместить,

и искупить пропущенный пост (Каффара).

в-1) Искуплению (Каффара) подлежат только намеренно пропущенные или нарушенные  посты в месяц Рамадан. Нарушения или пропуски постов в другое время не подлежат искуплению в виде Фидьи.

в-2) Шариат предписывает Наказание мусульманина в виде Искупления лишь за те преднамеренно и без уважительных причин пропущенные или нарушенные посты, которые ему следовало соблюдать в обязательном порядке.

Наказание (Каффара) предусматривает различные формы Искупления на выбор за один день пропуска или нарушения без уважительной причины обязательного поста:

а) Или освобождение одного раба.

б) Или беспрерывный пост в течение 2-х месяцев по лунному календарю (60 дней).

в) Или, если нет сил и здоровья поститься 60 дней подряд, - выплатить за каждый из этих 60-ти дней милостыню (Фидья).

в-3) Если муж в дневное время суток вступит в половую связь со спящей (сонной) женой, то женщина будет обязана лишь возместить пост. Мужу в подобном случае придется, и возмещать пост, и принести искупление (Каффара) за преднамеренное нарушение поста.

в-4) Если соблюдающая пост женщина вступит в половую связь с несовершеннолетним подростком или с мужчиной, лишенным разума, то ей необходимо будет искупление - Каффара.

в-5) Если у женщины, постящейся подряд два лунных месяца (или 60 дней подряд) в виде Искупления (Каффара), наступит менструальный период, то это положение не отменит Искупления. После окончания этого периода, ей надо будет продолжить искупительный пост.

в-6) Если кто-либо постился в виде Искупления (Каффара) два полных месяца по лунному календарю от начала первого месяца, то наказание в виде Искупления будет снято по истечении второго месяца, даже и в том случае, если общее количество дней будет менее шестидесяти (60).

Если же Искупление было начато не с начала мусульманского месяца, а с любого другого дня, то (по иджтихаду Имама А'зама Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах) надо поститься полностью - в течение 60-ти дней.

г) Положения, обязывающие выплату Фидьи:

Мусульманам необходимо быть внимательными при исполнении Обязательных Предписаний (Фард) и не уйти из этой жизни, не выполнив какого-нибудь поклонения. Иначе, подобный долг ляжет тяжким грузом на Весы в Судный День. А подобный Груз влечет за собой тяжкое наказание в виде мучений в Аду. Ввиду таких серьезных последствий из-за долга по фардам, мусульмане обязаны знать положения Шариата, позволяющие компенсировать долги различными способами.

При выплаты Фидьи необходимо быть внимательным к следующим положениям:

г-1) Если мусульманин не соблюдал посты месяца Рамадан по уважительной причине (к примеру, был путником; болел), а затем, не успев их возместить по каким-либо уважительным причинам, умер, то за эти его долги выплачивать Фидью его родственниками не надо. Однако, если покойный оставил завещание о подобной выплате, то Фидья выплачивается из одной трети оставшегося его имущества.

Если же мусульманин, пропустивший посты месяца Рамадана, имел возможность возместить их частично или полностью, но не делал этого по своей халатности или, не придавая значения, то ему, зная свою слабость, необходимо оставить завещание о выплате Фидьи за его долги в случае его смерти. Фидья выплачивается нуждающимся мусульманам из одной трети оставшегося его имущества (наследства).

г-2) Если мусульманин не соблюдал посты месяца Рамадан без уважительной причины, и затем не имел возможности совершить Искупление, то ему необходимо оставить завещание о выплате Фидьи по его долгам. Так как он преднамеренно пропускал Обязательное Предписание.

г-3) Если мусульманин перед смертью не оставил завещания о выплате Фидьи за пропущенные им Обязательные посты, то наследники не обязаны будут этого делать. Однако, если из предосторожности все-таки захотят покрыть долги покойного, то сделают это уже из своего имущества.[5]

г-4) Милостыню Фидья, которую дают в виде Искупления (Каффара) за пропущенные посты, лучше всего отдать нуждающимся, благочестивым мусульманам (Салих).

По иджтихаду Имама Абу Йусуфа (да будет милостив к нему Аллах), Фидью за пропущенные посты нельзя давать неверующим (кафирам). Большинство ученых придерживаются этого мнения, по которой и дается фетва мазхаба Ханафи.

(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)



[1] По мазхабу Шафии запрещено откладывать пост даже и в пути, если мусульманин накануне принял намерение соблюдать пост этого дня.

[2] По мазхабу Шафии: Если женщина, кормящая грудью, пропускает пост, то за каждый пропуск ей надо будет выплатить милостыню Фидья, а пропущенный пост возместить день за день.

[3] По мазхабу Шафии, долг, за не соблюденный пост в месяц Рамадан, необходимо возместить до наступления следующего месяца Рамадана. В противном случае, когда долг не был восстановлен до второго месяца Рамадана, а восстанавливался после следующего Рамадана, необходимо в дополнении выплатить за каждый день поста отдельное искупление (Фидья).

[4] По мазхабу Шафии, возмещать нарушенные дополнительные посты не обязательно.

[5] По мазхабу Шафии, Фидья за долги покойного выплачивается из всего оставшегося имущества. При этом не имеет значения, - оставил он завещание или нет.

 

Имсак  
Солнце  
Зухр  
Аср  
Магриб  
Иша  

Подписка

E-mail:

free counters