МЕСТО ДУА В ИСЛАМЕ

Вопрос: Какое значение имеет  дуа (мольба) в Исламе?

Ответ: Дуа - просить, упрашивать, испрашивать у Всевышнего Аллаха исполнения желания. Аллаху тааля любит того, кто делает дуа, и гневается на того, кто не обращается к нему с дуа. Дуа - оружие мумина, одна из основных опор Ислама. Это свет, который проливается на землю и небеса. Дуа останавливает настигшую беду. Препятствует бедам, которые еще не наступили. Аллаху тааля говорит: «Обращайтесь ко Мне с искренним сердцем! Я приму такие дуа». Поэтому дуа такое же поклонение как намаз и пост. А также Аллаху тааля сказал: «Господь ваш сказал: призывайте Меня, и Я отвечу вам. Те, которые пренебрегают служить Мне, будут позорно ввергнуты в геенну» [Мумин 60]

Аллаху тааля создает все по какой-либо причине и посылает благости благодаря им. Аллаху тааля сделал дуа средством для устранения вреда и несчастий для того, чтобы дать полезное. В хадис-и шарифе сказано:

«Дуа - основа поклонений. Для Всевышнего Аллаха нет ничего более приятного, чем дуа. Дуа предотвращает семьдесят различных бед. Увеличивает благость в жизни» [Тирмизи]

«Человек, совершающий дуа, в трех случаях ничего не потеряет. Ему будут прощены его грехи или он сразу же увидит хороший результат, или в Ахирате ему дадут вознаграждение» [Дейлеми]

«Ваш Господь обладатель стыда и щедрости. Когда рабы просят с распростертыми руками, Ему стыдно отпускать их без ничего» [Абу Дауд]

«Дуа - оружие верующего». [Ибни Абиддуния]

«Аллаху тааля в гневе на тех, кто не обращается к нему с дуа» [Ибни Маджа]

«Дуа отвращает беду» [Дейлеми]

Обращение к Аллаху с дуа зависит от судьбы. Если так было предписано, то обязательно будет дуа. Беды и несчастья предотвращаются мольбой, потому что так предписано. В хадис-и шарифе сказано:

«Судьбу не изменить, скрываясь или убегая от нее. Но принятое дуа, защитит, когда придет беда» [Шир'а]

Хазрат-и Имам Раббани сказал:

Дуа предотвращает несчастья. В хадис-и шарифе было сказано: «Несчастье можно остановить только дуа» [Тирмизи]

Аллаху тааля любит тех, кто делает дуа, просит здоровья и благополучия.

В Судный День Аллаху тааля обратится к тем, чьи дуа не были приняты: «Это то самое дуа, которое ты делал тогда-то. Вместо нее даю тебе вот эти савабы» и этих савабов будет так много, что человек воскликнет «Ах, если бы в земной жизни ни одно из моих дуа не было принято, чтобы сегодня я получил за них савабы» [Танбихуль Гафилин]

НЕВЕРЯЩИЕ В ДУА

Вопрос: Некоторые не верят в силу дуа. ''Мольбой ничего не добьешься'',-  говорят они. Что можно ответить таким?

Ответ: Верят ли такие люди в Аллаха? Если не верят, то зачем им такое говорить? А если верят в Аллаха, то им также нужно верить и в важность дуа. Потому что Аллаху тааля говорит: «Господь ваш сказал: призывайте Меня, и Я отвечу вам» [Мумин 60]

Дуа при выполнении всех условий будет принято. Многое происходит с помощью дуа. Приведем известную притчу:

Правитель Хорасана Абдуллах бин Тахир славился своей справедливостью.

Как-то блюстители порядка сообщили ему, что один из задержанных воров сумел сбежать. В это же время возвращался домой из Нишапура в свой родной Герат один кузнец. Время было позднее и его, приняв за сбежавшего пленника, арестовали и привели к правителю, вместе с другими ворами. ''В темницу его!'' – приказал правитель. Наш кузнец, сделав омовение, совершил молитву. Протянув руки, взмолился: ''О, мой Господь! Спаси меня! Только ты знаешь, что я невиновен. Только ты можешь вывести меня отсюда. О, мой Господь! Спаси меня!''. Была ночь, правитель спал, и ему приснилось, как четыре силача переворачивают его трон. Он проснулся, сделал омовение и, выполнив два ракаата молитвы, снова лег спать. Во сне он опять увидел тех четверых и проснулся. Правителю стало ясно, что он поступил с кем-то несправедливо.

Тут же велел позвать к себе начальника тюрьмы и спросил, есть ли у него несправедливо осужденный. Тот сказал, что не знает, но сегодня вечером привели одного человека, который всю ночь совершает намаз и делает много дуа со слезами на глазах. Как только услышал правитель про слезы, тут же велел привести к нему задержанного. Расспросил его, как все произошло. Прояснив ситуацию, стал просить у него прощения, попросил принять 1000 серебряных монет в подарок и сказал: «Если будет у тебя нужда в чем-либо, то можешь смело обращаться ко мне». Кузнец ответил: «Конечно же, я вас прощаю и принимаю ваши подарки. Но если будет нужда я не стану обращаться к вам». «Это почему же?!» - удивился правитель.

- Как же я оставлю своего Повелителя, который ради такого нищего как я, свергнул несколько раз с трона такого султана как ты и обращу свои просьбы к другому?! Разве годится так поступать рабу? Сколько раз спасали меня дуа, которые я делал после намазов. Скольких целей я достиг. Как я буду обращаться к кому-либо, кроме Него? Мой Господь, Обладатель безграничной милости, каждому может дать бесконечное добро, как я могу пойти с просьбой к кому-то другому? Разве кто-то просил и не получил желаемого? Если не знаешь, как просить, то и не получишь. Не обращаясь к Нему, не получишь Его милость.

ДОВОЛЬСТВО СУДЬБОЙ

Вопрос: Говорят: ''Тот, кто не проявляет терпение при невзгодах, показывает недовольство данной ему судьбой''. Дуа, которое читают при несчастьях и трудностях тоже недовольство судьбой?

Ответ: Нет. Дуа, следование предписаниям нашей религии. Держаться причин, которые устраняют несчастья и беда тоже веление Ислама.

ДВА ВИДА ДУА

Вопрос: Правильно ли делать дуа, не следуя причинам?

Ответ: Необходимо прибегать к причинам испрашиваемой вещи. Дуа, бывает двух видов:

1 – Дуа лафзы: просить устно, с лафзом. Есть условия принятия такого дуа: просящий должен быть мусульманином, быть искренним, постоянно совершать намазы, не быть грешником, не нести в себе преступление в виде нарушенного права другого.

2 – Дуа фиили: следовать причинам предмета просьбы. Аллаху

тааля создал все по какой-либо причине. Тот, кто просит у Аллаху тааля, должен сделать то, что порождает это. Например, если где-то болит, необходимо принять лекарство, исцеляющее эту боль. Принятие этого лекарства и считается дуа фиили. Чтобы было принято фиили дуа, воздействие причины должно быть безупречным, оно должно быть хорошо известным.

Мусульманину нужно знать причины полезного и разрешенного для дуа и следовать этим причинам. Когда следуют этим причинам, Аллаху тааля создает просьбу, потому что это в Его привычке создавать что-либо по какой-либо причине. Когда голодный съедает что-либо, он следует причинам, делает фиили дуа [Ильмихал «О сын мой»]

ЧТО ТАКОЕ ИСТИГФАР?

Вопрос: В одном хадис-и шарифе сказано: «Просите прощения за покойных родителей». За них можно произносить «Астагфируллах»?

Ответ: Истигфар - просить извинения, желать прощения грехов. Астагфируллах, значит – О Аллах прости меня. Сказанное в хадис-и шарифе, «делайте Истигфар!», означает – ''просите у Аллаха прощения грехов родителей, делайте для этого необходимое добро!''. Значит, делать дуа, читать Коран, давать милостыню, и делать различные хорошие дела, своего рода истигфар для покойника.

КАК УМЕРЕТЬ С ВЕРОЙ

Вопрос: Существует ли дуа которое поможет умереть с верой?

Ответ: Обладатель правильного вероучения, избегающий запретного и  исполняющий поклонения, умрет с верой. Человеку, совершающему намаз, нужно читать это дуа:

«Йа хайиу йа куйум йа заль джалаль-и валь икрам. Аллахумма инни асалюка ан тухийа кальби би нури марифатика абадан йа Аллах, йа Аллах, йа Аллах джалля джалялух».

(Тот, кто читает это дуа между сунной и фарзом утреннего намаза, отдаст свою душу с верой) [Тирмизи]

В мазхабе Ханафи, между сунной и фарзом ничего не читается. А это дуа читается после намаза [ильмихал «О, сын мой»]