ИМАМ НАВАВИ

Один из крупных ученых мазхаба Шафии. Имя, Яхья бин Шараф, известен под другим именем Мухиидин, куния Абу закария. Родился в 1233 (631 х.) году в месяце Мухаррам, в селений Нава южнее Дамаска. Поэтому к его имени добавляют Навави, что означает из Нава. Скончался в 1277 (676х.) году в месяце Раджаб. 
Отец отправил его учить Коран когда он был еще совсем маленьким. В короткое время он выучил Коран. 
Получал познания у самых разных ученых своего времени. По достижению 19-и лет, отец направил его в Дамаский медресе Равахийа. Сначал он изучал медицину, затем полностью перешел на изучению религиозных дисциплин. За 4,5 месяца закончил ¼ часть книги «Ат-Танбих» и «Мухаззаб», основные труды по мазхабу Шафий. Продолжил обучение у таких людей как Камаладдин Саллар Эрбили, Изаддин Умар Эрбили, Камаладд Исхак бин Ахмед,  и изучал фикх. Оказал большую помощь Изаддин Умар Эрбили. Ежедневно, посещал уроки наставников по 12-ти разным предметам. Со временем освоил такие науки как усуль, нахв, лугат. Обучался хадисам у Хафиз Зейн Халид Наблуси, Ради бин Буркан, Ибни Абдуддаим, Аби Мухаммед Исмаил бин Аби Юср и еще у многих других ученых. За короткое время стал одним из выдающихся ученых своего времени и написал очень много книг которые предназначены для обретения счастья людьми. В своих книгах отметил основные положения мазхаба Шафий. У него обучались такие ученые как Шейх-аль-Миззи, Абуль Хасан Аттар и многие другие. 
Два раза совершил хадж. В 1266 году преподавал в Дарр-и Хадис-и Ашрафия. До самой смерти не взял ни копейки за свои знания. В его благословенной бороде было несколько белых волос. Каждый видел его степенность и важность. 
К концу своей жизни, он распорядился раздать все долги что было дано на хранение и раздал долги. Книги отдал библиотеке. В городе нава, в родном доме пролежал несколько дней в болезни где и умер. Его могила не перестают посещать мусульмане, получая файз.  
Досточтимый Имам Навави никогда не показывал недовольство жизнью, не давая себя в руки нафса и мирских потребностей. Был очень богобоязненным. Говорил правду, к месту, ночи проводил в поклонениях и повиновениях Аллаху. Прилагал усердие в получении знаний и благороден в деяниях. Довольствовался едой привезенных родителями в происхождении которого не было сомнения, не употребляя еду жителей Дамаска. Ел один раз в 24 часа, после ночного намаза. Один раз в день пил воду, во время сахура. Не пил воду из растопленного снега которая являлась обычаем этого места. Не был женат. Никогда не женился. Не спал ночами, совершал поклонения и писал книги. Направлял к хорошему - амри маруф и удерживал от плохого – нах-и мункар представителям власти и обычным людям. Говорил о велениях Всевынего Аллаха и важности избегания запретов. Никогда не упускал такой возможности и не проявлял равнодушия для этого. 
В Кутуб-и Ситта входит сборник Имама Навави Рияд-ус-Салихин.
Высказывания Имама Навави:
Люди созданы чтобы поклоняться Аллаху тааля. Нужно выполнять все условия для счастливой жизни и избегать привыкания к мирскому. Мирские блага временны. Этот мир не место вечного пребывания. Он похож на транспорт который везет к Ахиратскому счастью. Этот мир не место наслаждения, это место с которым придется расстаться. Умные люди те кто не привязываются к этому миру, и выполняют все положенные рабу предписания. 
Провести 1/12 часть ночи [в течение часа] в поклонениях, все равно что провести всю ночь в поклонениях. Это относится и к зимним и летним ночам. 
Труды: Имамом написано очень много трудов. Его трудами пользуются очень много людей. Приведем некоторые из его трудов:
«Равда», этот труд имама по фикху.
«Рияд-ус-Салихин», хадисы.
«Шарх-и Сахих-и Муслим» эта книга комментирует хадисы.
Большой труд Имама Навави «Тахзиб-уль-Асма» где хадисы приведены в алфавитном порядке. Кроме этого такие книги как «Лугат-ут-Танбих», «Тибиан», «Минхадж».