1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ТАКВА, ВАРА, ЗУХД

ТАКВА, ВАРА, ЗУХД

Вопрос: Расскажите о важности таквы в Исламе?

Ответ: Таква - это уверовав в Всевышнего Аллаха, соблюдать все приказы и запреты, т.е. бояться Аллаха и избегать запреты. Если обладатель таквы избегает также и сомнительного, то становится обладателем состояния вара. Избегать большинства дозволенного, от страха впадения в сомнительное избегать даже мубахов, и избегать любви к мирскому называют зухд.

Досточтимый Имам Раббани говорит:

Чтобы избавиться от земных бед, наказания в ахирате, нужны две вещи. Следовать приказам и избегать запретного! Из этих двух важнейшим является второе, это называют вара и таква. Люди становятся выше ангелов в результате вара. Обладание вара и таква, важнее всего остального. (Мактубат 76)

В хадис шарифах про вара говорится:

«Вара – основа веры». (Хатиб)

«Вара – опора нашей религий». (Байхаки)

«Ничто не будет похожим на вара». (Тирмизи)

«Вара – господин всех деяний». (Табарани)

«Иман сделает из человека обладателя вара». (Дейлеми)

«Вара – избегание сомнительного». (Табарани)

«Самое доброе в нашей религий это вара». (Хаким)

«Вара прекрасна, еще прекрасней если присутствует у ученых». (Дейлеми)

«Наша религия будет стоять при помощи вара». (Мактубат-и Масумия)

«Намаз с имамом обладающим вара будет принят, находиться при нем это уже поклонение, слушать его уже милостыня». (Дейлеми)

«Два раката с имамом обладающим вара, лучше тысячи ракатов с имамом без вара». (Абу Нуайм)

«Обладатель следующих трех качеств имеет безупречный иман: хороший характер когда отношения со всеми прекрасные, вара которая помогает избегать харамов, кротость которая скрывает невежество». (Насаи)

«Исполняй фарзы и станешь абидом среди людей (человек, который находится в постоянном поклонении), избегай харамов и станешь самым большим обладателем Вара, прояви благодарность полученным от Аллаху тааля благами и станешь самым богатым среди людей». (Ибн Адий)

В Священном Коране о Таква говорится:

«Рай уготован для боящихся Бога». (Аль-Имран 133)

«Наиболее почитаемый из вас у Бога есть тот, кто наиболее боится Его». ( Худжурат 13)

«Бог принимает жертвы тех, которые Его боятся». (Маида 27)

Наш пророк (алейхиссалям) говорит:

«Таква, одежда имана». (Дейлеми)

«Таква вбирает в себя каждое хорошее дело». (Абу Яла)

«Обладатели богобоязненности войдут в рай не подвергаясь вопросам». (Табарани)

«У всего есть основа. Основа веры таква». (Хатиб)

«Истинное превосходство в богобоязненности. Нет другого преимущества». (Табарани)

«Обладатели вара и таква будут близки к Аллаху тааля в ахирате». (Ибн Лал)

«Зухд и вара каждую ночь посещают сердца и остаются там где есть иман и хайа (стыд), если такового нет в сердце то уходят не задерживаясь». (Имам Газали)

«Не может быть ученым человек который не живет согласно своим знаниям, тот у кого нет вара не может быть абидом. Если не захид то не может стать обладателем вара». (Аскари)

Вопрос: Говорят: Аллаху тааля любит обладателей зухда. Что такое зухд?

Ответ: отказ от многого из дозволенного, отказ от большинства мубахов дабы не впасть в мнительность и боязнь полюбить этот мир, называют – зухд. Обладателя этого состояния называют – захид. Различают три вида зухда:

Различают три вида зухда:

1) – Зухд невежды, когда избегают харамов.

2) – Зухд алимов, когда отказываются от многого из дозволенного.

3) – Зухд арифов, когда отвергают все что может отвлечь от Всевышнего Аллаха. (Имам-и Ахмед)

В хадис-и шарифе сказано: «Зухд, любить то что любит Аллаху тааля, не любить то что не любит Аллаху тааля, а также отказ от мирского которое дозволено. Потому что за то что дозволено в этом мире, придется нести ответ, а за запретное придется нести наказания. Переживать за мусульман так же как переживаешь за себя, избегать пустых слов также как избегаешь харамов, избегать большого богатства и роскоши так же как избегают огня, держать в этом мире себя в браздах – все это зухд». (Дейлеми)

Досточтимый Али (радиаллаху анх) сказал: ''Знания приведут человека к выполнению приказов Всевышнего Аллаха а зухд поможет выполнять их.'' В двух хадис-и шарифах сказано: «В ахирате ближе к Всевышнему Аллаху будут обладатели зухда и вараа». (Ибн Лал)

«Зухд и вара каждую ночь посещают сердца и остаются там где присутствуют вера и стыд. Сердца где нет этих качеств они сразу же покидают не задерживаясь». (И. Газали)

Имам Раббани сказал: ''Обладатель зухда самый умный из людей потому что его сердце не привязано к этому миру.'' Приведем несколько благородных хадисов: «Если Всевышний Аллах проявит свое милосердие к человеку то сделает его факихом в религий, в миру сделает захидом и даст такую проницательность что он будет видеть свои прегрешения». (Байхаки)

«Начало всех ошибок от любви к мирскому. Захид тот, кто избегает мирское». (Байхаки, Ибн Абид-дуния, Хаким, Имам Суюти)

«Не станет захидом неучтивый, нескромный человек». (Табарани)

«Если увидите захида станьте ему близки, потому что они кладезь мудрости». (Абу Яла) 

У пророка спросили «Как быть чтобы меня полюбил Аллаху тааля и все остальные?», «Если не станешь тянуться к мирскому, то станешь захидом, и Аллаху тааля тебя полюбит. Если станешь захидом по отношению к имуществу людей (не будешь зариться на чужое богатство), то и люди тебя полюбят». (Ибн Маджа)

Два раката совершенного ученым захидом, намного лучше намаза за всю жизнь не обладающего зухдом. (Барика)

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ЗАПРЕТНОГО И СОМНИТЕЛЬНОГО

Вопрос: Что такое таква и на что нужно обращать внимание чтобы стать обладателем таквы?

Ответ: Избегать сомнительного называется вара, избегание от запретного – таква. Отвергать большее количество мубахов из-за сомнений, называется зухд. В конце книги «Хадика» говорится:

''В наше время стало очень тяжело быть обладателем таквы и вара. Сейчас богобоязненным (таква) считается тот кто защитил сердце, язык и все органы свои от запретного, не притесняет без причин людей и животных, не заставляет работать без оплаты, и воспринимает имущество людей их собственностью. Имущество которое находится на руках у человека пока не станет известно что оно получено путем грабежа, воровства, в результате ростовщичества, азартных игр, как взятка, несправедливым или обманным путем и даже если об этом становится известно, все равно нужно воспринимать как принадлежащее ему по праву. Если такое имущество дают другому, то взять можно, пусть это имущество и является мульк-уль хабис (харам смешанный с халялем). Если точно известно что отдают харам, то нельзя брать ни под каким предлогом. 

В книге фетв «Кадыхан» говорится: Стало невозможно защитить себя от сомнительного. Теперь стало ваджибом избегать широко известного харама.'' А сейчас настали времена когда стало еще труднее. Потому что в хадис шарифе сказано:

«Каждый новый год будет хуже предшествующего». Поэтому, в наши дни вара и таква это – защитить сердце, язык и все органы от харама, не сотворить зла людям, не издеваться над людьми и животными, оплатить вовремя труд работника и даже не просить сделать что-нибудь своего ученика, при том что он вызвался помочь.

Другие статьи в этом разделе

РИЯ (2)

Чтобы не стать причиной совершения греха остальными, будет лучше отвергнуть мубахи. Но не разрешается отвергать суннаты или же мустахабы. Например нельзя отвергать пользование мисваком, ношение чалмы и ходить с открытой головой, перестать ездить верхом на осле из-за того что люди будут делать гайбат. Мисвак веточка дерева мисвак (эрак), может быть из веточки оливкового или тутового дерева. Толщина должна быть с палец, длина в одну пядь. Женщинам разрешено пользоваться жева...

ВАЖНОСТЬ ВИЗИТА

Вопрос: Кого нужно навещать? Скажите о важности посещения?

Ответ: Зиярат (посещение) должен быть только ради Аллаху тааля. Навещать в первую очередь нужно родителей и после других.

1 – Помогать нужно даже неверующим родителям, обеспечивать их нафакой, проведывать их. Если будет происходить что-либо ведущее к куфру, навещать не надо. 


Москва

1447 год, 13 - Рабиуль-аууал.
2025 год, 5 - Сентябрь.
Имсак 2:56
Фаджр 3:22
Восход 5:32
Ишрак 6:39
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:21
Аср 17:17
Исфирар 18:31
Магриб 19:24
Иштибак 20:37
Иша’а 21:38
Иша’а-и Сани 21:58