ТАДЖАССУС - ВЫЯСНЕНИЯ, ДОПЫТЫВАНИЯ

Вопрос: Мы проживаем в Европе куда в гости приехал наш товарищ. Перед едой он понюхал тарелку с едой. Сказал что понюхал для того чтобы убедиться нет ли свиного жира и мол не обнаружил. Меня это сильно задело, я обиделся. Мы вместе совершали намаз, ему разве не следует быть обо мне хорошего мнения? Или в нашей религий разрешены подобного рода подозрения?

Ответ:

Подобные подозрения противоречат нашей религий. Такие действия совершают якобы во имя религий. Но это харам. Для этого мусульманин должен изучить Ислам по правильно написанным книгам Ильмихал, изучать фикх. В одном хадис-и шарифе сказано:

«Человек который совершает поклонения не зная фикх, похож на того кто в ночной тьме возводит строение а днем его разрушает.» [Дейлеми]

Досточтимый Имам-и Газали говорит:  

«Сомневаться в еде и питье не от богобоязненности а наущение шайтана. Наша религия говорит ′′Ешьте то о котором неизвестно что оно не запрещено′′. Расулуллах совершал омовение с кувшина мушрика, а хазрат-и Умар с кувшина христианина. Сахабы пили воду которую подавали немусульмане. Нельзя разве что есть пищу которая уже имеет испорченный запах, или нечистая. А кафиры по большей части нечисты. Их руки, посуда могут быть использованы для вина. Режут скот без Бисмилля… . несмотря на это, сахабы брали у них такие продукты как мясо, сыры и ели не подвергая себя сомнениям, потому что точно не было неизвестно чистыми были продукты или нет.» [Ихья]

Посланник Аллаха ел политый маслом хлеб от иудея не спрашивая чистое оно или нет. Он не спросил каким маслом полито, свиным или овечьим, на чем замешено тесто для хлеба, на воде или вине. Совершал омовение с кувшина женщины мушрика.  Все это указывает на то что не нужно подозревать, выведывать. [Барика]

Нельзя заниматься выяснением, допытыванием. Не нужно быть плохого мнения [су-и зан] и не смотреть с плохой стороны! Потому что су-и зан харам. А также нужно скрывать недостатки, не говорить о них открыто. Не нужно обижать мусульманина. Досточтимый Имам Раббани сказал:

Нельзя обижать человека кем бы он ни был! Избегайте этого при любых ситуациях! Больше всего после греха неверия, Всевышнего Аллаха оскорбляет когда обижают Его раба. В хадис-и шарифе сказано:

«Обида нанесенная мусульманину хуже чем 70 раз разрушить Каабу.» [Риядун-насихин]

Обстоятельства когда не нужно заниматься выяснениями:

1 – Не разрешено спрашивать есть или нет на зубах пломбы, а если есть следует ли мазхабу Малики или Шафии.

2 – Пусть и разрешено узнавать происхождение какой-либо вещи, но если при этом человек обидится, спрашивать харам [запрещено]. В подобном случае разузнать нужно с осторожностью. Если подношение вызывает сомнение, то лучше не есть под каким-либо предлогом. Если ситуация безвыходная, то съесть чтобы не обидеть, не выпрашивая у других. Потому что будет еще хуже если человек который преподнес обидится. Это уже будет выяснение, гайбат [заглазное обсуждение] и су-и зан, каждая из которых харам. Не спрашивают где взяли. И подарок принимают без всяких расспросов.

3 – Разрешается после добычи необходимого, больше работать чтобы заниматься поклонениями.

4 – Не нужно выяснять откуда появилась информация у сплетника. Потому что таджассус это харам.

ВЫЯСНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ С ХОРОШИМ НАМЕРЕНИЕМ

Вопрос: В одном из хадис-и шарифов сказано: «У человека занятого выяснением недостатков людей не примутся поклонения.» Мне непонятно как поступить, когда выясняется не правильно совершаемое поклонение. Я захожу в эл.почту других людей и выясняю с кем он общается, чтобы оградить других от неприятностей. Разве мои действия, которые происходят с намерением амр-и маруфа имеют отношение к поклонениям?     

Ответ: Великий ученый Имам Раббани говорит: «Таджассус харам». Таджассус - подозрение, слежка за действиями людей. Это запрещено в аятах Корана и хадисах пророка. В одном из хадис-и шарифов сказано:

«Не выискивайте тайны людей, не смотрите на их недостатки.» [Муслим]

Даже если у человека есть недостатки, какие-то изьяны, нельзя на этом заострять внимание. В Священном Коране сказано: «О верующие,  избегайте частых подозрений…» [Худжурат 12]

Выслеживающий, сомневающийся т.е. тот кто наблюдает за действиями других, выискивающий недостатки людей, соответственно не видит своих грехов. Такой человек считает себя выше остальных. Это высокомерный, самовлюбленный человек. Нет разницы какой был совершен харам, у тех кто совершил харам поклонения не примутся, поклонение может быть действительным, но за нее не будет саваба. Поэтому, даже с намерением на амр-и маруф, не нужно выяснять кто что сделал.