1. Главная >
  2. Исламские науки >
  3. ИБН ТАЙМИЯ

ИБН ТАЙМИЯ

Книги Ибн Таймия, в наши дни стали основным источником тех, кто называют себя салафитами. Он восхваляется безмазхабниками и его называют шейх-уль-исламом, главой муджаддидов.

Ученые и раньше говорили о том, что такое салафизм и в качестве прикрытия для себя используют словосочетание «салафи салихин». Главой салафитов является Такиуддин Ибн Таймия (728 х./1328 г.). И поэтому нужно понять кто такой Ибн Таймия.

В действительности Ибн Таймия из тех, чье имя очень часто упоминается в истории ислама. Родился в 1263-м году в Сирийском Харране, происходит их семьи великих ученых ханбалитского мазхаба. Первое образование получил у своего отца и затем продолжил образование у многих других учителей. И уже в 1284-м году, получил место преподавателя в Дарульхадисе города Суккария. Спустя год, начал вести уроки тафсира в мечети Омеядов.

За короткое время слава о нем распространилась по Дамаску а затем и по многим мусульманским странам.  Но уже в начале 14-го века он начал вступать в научную и интеллектуальную полемику. Покинул ряды мазхаба ханбали.

Начал резко критиковать вероучение ахли сунны и особенно ашаритское вероучение. В вопросах сифатов и муташабихата, аяты и хадисы начал толковать в их очевидном, явном значений, выдавая это за вероучение салафи салихина. Отверг таавиль. Выданные им фетвы во многих положениях противоречили иджме (согласованному мнению) между мазхабами. 

Имеющий притязания на все исламские дисциплины Ибн Таймия, больше всего свои нападки совершал на тасаввуф. Назвал кафирами многих мутасаввуфов начиная от Ибн Араби и Садреддина Коневи. 

По обвинению в придаваний человеческих свойств и местоположения Всевышнему Аллаху был несколько раз осужден при участии государственных деятелей и кадиев. Из-за противоречий вероучению ахли сунны и выданных им фетв противоречащих иджме, в различное время получал тюремные сроки. 26 июля 1328-го года умер в тюрьме.

Получая опровержения от своих современников, которые выявляли его ошибки и противоречия, таких как Ибн Баттута, Ибн Хаджаруль-Хайтами, Такиуддин ас-Субки, Таджуддин ас-Субки, Камаладдин Ибнуз-Замликани, Шихабуддин ибн Джахбаль, Абу Хаян и не выдерживая их критику очень сильно растерял свой авторитет. 

Появившийся в последние годы Османского правления в Хиджазе движение Мухаммеда бин Абдулваххаба, придало вторую жизнь трудам Ибн Таймия. Основанный Абдулваххабом ваххабизм, которое в первую пору было чем-то вроде политического движения, послужило также образованию государства Саудовское королевство.

БЕЗУМНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Безмазхабники идут по пути безмазхабников. По словам салафитов/ваххабитов, Ибн Таймия - это муджтахид который своими иджтихадами делает вклад в развитие ислама. 

Люди, которые свое исламское воззрение и свое присутствие в исламе основывают на учении Ибн Таймия и его фетвах, последователей имамов Матуриди и Ашари называют «ахли бидъат», т.е. нововведенцами, еретиками!

В ответ на это, его взгляды на вероучение подвергались постоянной критике ученых ахли сунны.  

Ибн Таймия цинично и грязно высказывался о досточтимом Али. В своей книге «Минхадж-ус-сунна ан-набавия» про досточтимого Али (радиаллаху анх) пишет: «Вступил в войну ради выгодного для себя положения, а не ради веры». В той же книге пишет: «Если бы Али не был действительно плохим, то его не стали бы упрекать многие из табиинов и не стали бы испытывать к нему ненависть». Опять же в этой книге говорит: «Али попросил у племени Бани Мугайиры женщину для женитьбы, чтобы тем самым навредить Фатиме!»

Знаменитый хадисовед Ибн Хаджар аль-Аскалани, в своей книге «Ад-дурар-уль-камина» говорит следующее: «Ибн Таймия, выдвинул против Али 18 обвинений. В 17-и из них обвинил Али в противоречий Священному Корану». Ибн Хаджар после этого говорит, «Ученые сказали, подобные высказывания против Али делают Ибн Таймия мунафиком».

Ибн Таймия также не прошел мимо одного из величайших сахабов досточтимого Умара (радиаллаху анх). Своими словами, «Умар допустил большую ошибку» он выступил против хадиса, приведенного Имамом Ахмедом: «Аллаху тааля вложил верное слово в уста Умара». Даже если и большинство сахабов допустили ошибки в вопросах определяемые иджтихадом, но их ошибки произошли в вопросах иджтихада. В иджтихаде не может быть ошибки муджтахида. Потому что один иджтихад не опровергается другим иджтихадом. И поэтому величайшие люди достигшие уровня муджтахида не подвергаются критике. Несмотря на то что иджтихады 4-х мазхабов имеют различия, но ни один из них не выступал со словами, «Мои слова более верны».

Очень важным моментом указывающим на отклонение Ибн Таймия от ахли сунны то, является ли Аллаху тааля джисмом (телом, предметом) или нет. В своей книге «Баян тальбис-уль-джахмия» говорит: «В книге Аллаха, в сунне пророка, в словах ахли салафов нет доказательств указывающих что Аллах не является телом как и нет доказательства или намека в сифатах Аллаха на то что Он не является телом».

Также в своей книге «Минхадж-ус-сунна ан-набавия» говорит: «Утверждаем, что в свойствах Аллаха также существует созданные и случайные сифаты. Что здесь может указывать на неправду?»

И это несмотря на то, что известные ученые общины ахли сунна раскрыли эту тему более чем ясно. Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-фикх-уль-абсат» пишет следующее:

«Сифаты Всевышнего Аллаха не созданы. Также и не появились позже. Аллах пречист от всех изменении которые присущий созданиям. Тот кто о свойствах Аллаха утверждает как о появившемся позже или же были созданы и останется при таком мнений, т.е. скажет: ′′не буду говорить созданы или не созданы′′ или у него будут сомнения, то станет кафиром».

Имам Исфараини (умер в 1078г.) ученый по каляму и фикху мазхаба шафии, в своей книге «Ат-табсиру фи′д-дин» передает следующее:

«В свойствах и сущности Всевышнего Аллаха не может быть свойств созданности. Если бы Его свойства были созданы, то и Он сам был бы создан. Вместе с этим, в 76-м аяте суры «Аль-ан′ам» про пророка Ибрахима сказано: «Не люблю изменяющихся, исчезающих». Т.е. пророк Ибрахим говоря как луна, звезды и солнце переходят из одного состояния в другое, сказал своей общине что они не могут быть божествами. Если бы в свойствах Аллаху тааля была созданность, то и он Сам должен был быть создан. А это невозможно по отношению в Всевышнему Аллаху». 

Имам Ашари в своей книге «ан-Навадир» пишет:

«Утверждающий что Аллах есть тело, не узнал Аллаха и не верит в Аллаха». 

Ибн Таймия, в своей книге «китаб-уль-Арш» говорит: «Аллах сидит на Арше и рядом оставил место для пророка чтобы тот мог сесть рядом». В книге «Ас-сират-уль мустаким» ругает одного из именитых сахабов Ибн Аббаса, а в книге «аль-Убудият» говорит что зикр (поминать, повторять) имен Аллаха является нововведением и заблуждением, а также очень плохо отзывается об ученых тасаввуфа. 

Характер Ибн Таймия, который повлек его к такому заблуждению очень хорошо описал Имам Суюти. В книге «Кам-уль-муъарид» он пишет:

«Ибн Таймия был очень высокомерным. Был самовлюбленным и самонадеянным. Для него было нормальным считать себя выше других, пренебрежительно относится к собеседнику, глумиться над старшими». 

Одно из свойств высокомерного человека, это неприятие истины. Быть в конфликте со всеми. Высокий уровень знаний Ибн Таймия, со временем привел его к этому.  

Мы еще продолжим говорить кто же такой ибн Таймия, которого в ясной форме критикуют ученые ахли сунна и многократно давали ему опровержения.

Другие статьи в этом разделе

ИСЛАМСКИЕ НАУКИ

ИСЛАМСКИЕ НАУКИ – УЛУМ-И ИСЛАМИЙА (Из посланий Саййида Абд-уль-Хакима аль-Арваси.)

Два раздела Исламских Наук

Необходимые для мусульман науки, называемые «Улум-и Исламийа» имеют два раздела:

1. «УЛУМ-И АКЛИЙЙА» – Общественные и Естественные науки

2. «УЛУМ-И НАКЛИЙЙА» – Религиозные науки.

1) «...

АХЛИ СУННА ВАЛЬ ДЖАМААТ

Ахл-и суннат валь-джамаата – ученые идущие правильным путем расулуллаха и благородных сподвижников. Истинная община и та единственная, среди 73-х общин которая спасется от ада, которую называют фырка наджия. В Священном Коране сказано: «Не разделяйтесь».

Этот аят сообщает не разделяться в вероучении, в вопросах верования. Т.е. не теряйте веру следуя своему нафсу и неверным размышлениям. Конечно ни в коем случае не дозволяется разделяться в вероучен...


Москва

1445 год, 18 - Шаууаль.
2024 год, 27 - Апрель.
Имсак 1:17
Фаджр 1:54
Восход 4:45
Ишрак 5:55
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:46
Аср 17:50
Исфирар 19:15
Магриб 20:12
Иштибак 21:36
Иша’а 23:03
Иша’а-и Сани 23:45