1. Главная >
  2. Вера. Ангелы. Пророки. Предопределение. Книги. Судный День. Джины, >
  3. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ?

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ?

Что такое любовь к Аллаху

Вопрос: Что такое любовь, что такое любовь к Аллаху?

Ответ: Досточтимый Имам Газали говорит:

Любовь – когда сердце увлечено, привязано понравившемуся. Когда это чувство становится сильным, возникает любовь.

Фразеологическое значение:

Любовь – подчиниться, стать зависимым к любимому, к Аллаху тааля ничего не требуя взамен. Покориться Ему, все тяготы с Его стороны считать для себя лучше чем пришедшее от Него благо, считать его друзей своими друзьями, его врагов принимать как своих врагов. В общем, жить ради Него.  

Любовь требует любить друзей возлюбленного, быть во вражде с врагами возлюбленного. Такая любовь и вражда не во власти настоящего влюбленного, он не может это выбрать. Это происходит само собой, не прилагая для этого усилиий. Друзья друга воспринимаются хорошими, а враги друга принимаются плохими, неприятными. Любовь, которая возникает у оказавшихся под влиянием мирских прекрас, требует того же. Пока у влюбленного не закончится любовь к врагам своего возлюбленного, его нельзя считать влюбленным.  

Нельзя любить две противоположности

Любовь требует любить все что имеет отношение к нему. Любить все что имеет отношение к нему. Поэтому говорят: «дворовая собака возлюбленного в сердце влюбленного, имеет преимущество перед другими собаками и занимает свое, особенное место».

Шейх Абдуллах Ансари сказал:

«Некто обидел очень любимого мною человека. С тех пор я чувствую к нему отвращение». Есть знаменитые слова праведников: «Собака будет лучше тебя пока в тебе не будет гнева на обидчика своего возлюбленного».

Бугди филлях и хубби филлях – это условия любви о котором сказано в Священном Коране и хадис шарифах. Любовь к врагам Аллаха будет отлучать от Аллаха. Нельзя приблизиться к одному не отдалившись от другого. Т.е. оставаясь рядом с врагом нельзя стать другом возлюбленного. (4/29)

Досточтимый Имам Раббани говорит:

Чтобы полностью и без всяких изьянов стать последователем Мухаммеда (алейхиссалям), его надо также полюбить без всяких недостатков и в полной мере. Перестать любить тех кому он не нравится. В любви не может быть лицемерия.

Потерявшие голову влюбленные, не сделают того что не понравится его возлюбленному. Не найдут ничего общего с его врагами. Любовь к двум противоположностям, не смогут находиться в одном месте. Такое невозможно. Т.е. любовь к одному из противоположностей, рождает ненависть к другой стороне. (1/165)

Досточтимый Абдуллах Дехлеви сказал:

Тот, кто любит Аллаху тааля находиться в неизвестном для себя состояний любви. Он не может спать, льет непрестанно слезы. В каждом миге боится Аллаха. Стремится ко всему что может сблизить его с Аллахом. Терпит, прощает. При возникновении любых неурядиц и трудностей, винит себя. В каждом дыханий думает об Аллахе, не впадает в гафлят. Ни с кем не ругается, не спорит. Он боится задеть чувства людей. Сердца людей он видит обиталищем Аллаха. (письмо 85)  

В хадис шарифе сказано:

«О Аллах, дай Свою любовь, любовь твоих возлюбленных, любовь к деяниям которые приведут к любви к Тебе и сделай эту любовь ценнее чем желание холодной воды в жару». (И. Газали)

Если человек любит Аллаха то пусть знает что Аллаху тааля любит его сильнее. Один из праведников сказал:

«Я думал, что люблю Аллаху тааля. Но оказалось, что это Он меня любил».

Причины любви

Не может быть любви без знания и понимания. Любят только то, что известно. Любовь – особенность которая присуще живому и понимающему. У неживого нет такого свойства. Человеку нравится и он любит все чем он наслаждается, что его может утешить, а все от чего он страдает и ненавидит - нелюбимо. Факт того, что наслаждающемуся нравится то, что ему доставляет это удовольствие, означает что сердце склонно к этому.

Любое чувство получает удовольствие от понятого ему, склонно к нему, любит его. К примеру, глаза наслаждаются от того что увиденное понравилось им. Уши, от того что воспринимает как приятное. Нос получает наслаждение от приятных запахов. Язык любит вкусы еды и питья. Чувства осязания от прикосновений, мягкости. Эти чувства любят из-за того, что они нравятся.   

Есть также любовь, которую не понимают ни один из этих пяти чувств. Его начинают испытывать, воспринимать чувствуют шестым чувством. Пять чувств есть также и у животных.  

То, что видит сердце, намного лучше чем то, что видит физическое зрение человека. Красота понятная уму, намного красивее чем видит физический глаз.   

Для любви есть три причины:

1 – Каждое живое любит самого себя. Любить себя - желать своего существования и не хотеть своей смерти. Вот поэтому человек любит жить и не любит смерть. Люди любят чтобы у них все было безупречно так же, как и любят свое существование. Человек любит сначала себя, после этого благополучие, безопасность своих органов. После этого ему дорого благополучие имущества, детей, родных и друзей. Их он любит из-за того, что они служат поводом для дальнейшего существования и совершенства своей плоти. Например, любит своего ребенка даже когда от него нет  пользы. Потому что ребенок продолжатель его рода.

2 – Человек любит добро. Человек раб добра. Сердце любит того, кто сделал ему добро, ненавидит того, кто сделал плохое, огорчил. Человек, хочет он того или нет, чувствует признательность к сделавшему для него хорошее.

Любят здоровое состояние. Чтобы сохранять здоровье любят доктора. А доктора мы любим из-за того, что любим себя. Точно также любим знания и учителя. Учителя любим, потому что он тот кто дал нам знания.    

Деньги любят потому, что с их помощью можно приобрести все что нужно и купить еды. Саму еду любим потому, что его можно сьесть. Одно любим за то что оно есть, а второе, потому что оно средство. Любить сделавшего добро – это любить его доброе деяние, а не его самого. Не станет  добродетели, не станет и любви. Чем меньше добродеяния, тем меньше любви.     

3 – Любить человека не из-за сделанного им добра а и из-за него самого, потому что он есть – это та самая настоящая любовь, которая не перестанет существовать. Это любить красоту. Красоту любит тот, кто понимает красоту. Любить красоту – суть красоты. Так как понять эту красоту, само наслаждение. Понимание красоты тоже наслаждение. Красоту текущей воды, зелени, природы любят не потому что их можно выпить или сьесть, а только потому что они красивые. Такая любовь неподвластна человеку. Когда узнают красоту Всевышнего Аллаха, то возникает любовь к Аллаху, которая неподвластна человеку. А Аллаху тааля - красота с которой никто не сравнится.    

Любовь и чрезмерная страсть

Удовольствия зависят от понимания. Люди не получают одинакового удовольствия от одной вещи. Например, злым людям доставляет удовольствие месть и становится победителем. Каждому органу доставляют наслаждения разные вещи.   

Сердцу понятны смыслы, которые не различают пять чувств человека. Например, понимает созданность мира, т.е. что оно появилось позже и подобное появление нуждалось в создателе. Пяти чувствам такое неведомо.

Акль-разум, энергия которое различает человека от животного. Разумом определяется какую ценность из себя представляет какой-либо предмет. Акль наслаждается познанием и знанием. Даже если знания бесполезные и даже вредные, все равно получает наслаждение передавая их другим. Например, тот кто разбирается в азартной игре, получает наслаждение передавая эти знания другим. Это показывает, что различного рода знания предоставляют удовольствие.    

Наслаждение от знаний, пропорционально ценности знаний. Удовольствие от обладания знаниями, приобретает ценность в соответствии ценности обладаемой информации. Например: удовольствие, доставляемое от обладания информацией о секретах людей. А еще большее удовольствие можно получить если знать о тайнах кого-нибудь из правителей. А знать, и тем более раскрыть секреты самого главного правителя земли, доставит еще большее удовольствие. Как можем видеть, достоинство знаний зависит от достоинства информаций.

Не может быть более высокого, более почетного, более великого, более зрелого знания, чем знание Аллаху тааля, сотворившего вселенную из ничего, украсившего и поддерживающего в нем жизнь. Поэтому, эти знания являются самыми желанными. Удовольствие от этого знания намного больше, чем удовольствие, получаемое от похоти, гнева и других чувств. Познать Аллаху тааля, созерцать Его славу, постичь тайны Его повелений - величайшее из наслаждений. Есть такие вещи, которые доставляют такое удовольствие, что даже невозможно представить. Аллаху тааля сказал: «Я приготовил для праведников то, чего не видели глаза, не слышали уши и не представляли умы людей».

Авлия не стремится занять высокое положение, т.е. обрести господство, так как знает, что оно наполнено трудностями и последствия от него не закончатся даже после смерти. Знает, что блага потусторонней жизни бесконечны и не будет трудностей и поэтому занят в основном своим ахиратом. И смерть этому не будет препятствием. Потому что знающий Аллаху тааля не исчезнет. Смерть всего лишь поменяет его состояние. Рух (дух) покинет тело, где оно сидело взаперти. Умрет тело, но не рух. Смерть – это не исчезновение.

Удовольствие быть выше других обладая сокровенными знаними, намного выше удовольствий получаемых от пяти внешних чувств. Сокровенные знания не понимают животные и слабоумные. Знание мудрости деяний Всевышнего Аллаха, превыше всех других наслаждений, таких как занимать лидирующее положение.

Духовные наслаждения не поддаются обьяснению, кому не удалось прочувствовать, тому не понять. Ребенок вначале наслаждается от игр и игрушек. Затем начинает получать наслаждение в украшениях, от передвижения на чем-либо. По достижению возраста у него появляется желание жениться. Еще позже хочет стать главным. Ребенок станет смеяться с того, кто, оставив игрушки пожелает стать каким-либо начальником. А те, кто имеют выгодное материальное положение смеются, с праведных людей, стремящихся к милости Аллаха. Человек враг неизвестного.

Блага ахирата измеряются силой любви. Чем сильнее любовь, настолько же сильнее становится удовольствие. Любовь есть в каждом мумине/верующем. Для того чтобы любить очень сильно, есть две причины:

1 – Вода не наполнит стакан пока не вытеснит из него воздух. А пока стакан полон, ничего другого туда невозможно положить. Также и сердце можно сравнить с этим стаканом. Чтобы наполнить сердце любовью к Аллаху, его надо очистить от всего другого. Ихляс, это когда в сердце не оставляют места не для чего другого кроме любви к Аллаху, т.е. очищение сердца от всего другого. У того, кто очистил сердце от любой другой любви кроме как к Аллаху, иман обретает силу.    

2 – Очистив сердце от масива (всего кроме любви к Аллаху), надо правильным образом разместить в сердце любовь к Аллаху тааля. Это похоже на то, как очищают поле от сорняка и готовят к посеву чистые семена. От таких семян произрастет дерево любви. Для этого нужны праведные, благочестивые поступки. Для поступков, т.е. деяний, нужны знания. Значит, чтобы получить ту самую желанную любовь, надо выполнить такие обязательные условия как амаль (деяния) и ихляс (искренность).  

Быть другим в любви

У мусульман общая вера, так же как и общая любовь. Каждый верующий верит в шесть условий веры, но вера одного более глубже чем у другого. Поскольку познание Аллаха у людей разное, так и уровень любви у них разный. Поясним это на примере:  

Все мусульмане любят досточтимого Имама Газали. Потому что всем известна высокая степень его учености. Ученые знающие уровень его знаний, любят его больше чем обычные мусульмане. Ученого понимают обладающие знаниями. Когда читают очень хорошую работу ученого, то к нему возникает любовь. Когда читают лучшую работу ученого, то эта любовь возрастает еще больше. А когда анализируют его работу и вбирают в себя имеющуюся в нем информацию, то любовь и восхищение им становится еще больше.   

Все что есть во вселенной, творение Всевышнего Аллаха. Люди любят Аллаху тааля, потому что это все создано Им. Однако ученые, проницательные люди, любят Аллаху тааля еще больше, чем обычные люди, потому что они знают о тонкостях и чудесах Всевышнего Аллаха. К примеру: если врач видит чудесные и не укладывающиеся в уме тонкости человеческого организма, то его любовь возрастет многократно. Любовь его возрастает с каждым его познанием всех тонкостей. Поэтому любовь ученых и арифов больше. Кто знает больше, тот и любит больше.

Тот, кто любит Всевышнего Аллаха не за Его сущность, а за полученные блага, изменяет свою любовь по мере поступления или изменения этих благ. Любовь такого человека при изобилий или процветаний не будет такой же как при скудости и бедствиях. А любовь того, кто любит Аллаху тааля ради Него самого, потому что, Аллах владыка и господь всего сущего, не меняется по мере поступления или уменьшения благ. Мусульманин получит благости ахирата пропорционально своей любви к Аллаху тааля.

Когда Ибрахим бин Адхам обращался к Аллаху тааля: «О мой Господь, даруй умиротворение сердцу любящего Тебя раба». Во сне ему сказали: «О Ибрахим, как ты можешь просить умиротворения не встретившись со Мной? Как можно достичь умиротворения, не встретив возлюбленного?»

Когда пророк Муса (алейхиссалям) обратился с мольбой: «О мой Господь, как нам отличить кто Тебе любим от тех, кого Ты ненавидишь?» то Аллаху тааля ответил: 

«Любимый Мною раб имеет два отличия. Он помнит Меня и избегает грехов. А Я его вспоминаю среди ангелов и защищаю его от совершения грехов. У нелюбимого раба также есть два признака. Он забывает меня и никогда не вспоминает, утопает в грехе и не считается со Мной. Сердце такого человека высокомерно, с языка его исходит зло, глаза его направлены в плохое, руки его скупы. На такого Я разгневан и покараю его».

Я люблю того, кто любит меня

И снова Аллаху тааля сказал:

«Я возлюбленный тех, кто любит Меня и Я благоволю к тем, кто действительно любит Меня больше всех остальных. Те, кто ищют Меня, найдут Меня; те, кто ищют других, не найдут Меня. Есть у Меня такие рабы которых Я люблю и они любят Меня. Они тоскуют по Мне, а Я тоскую по ним. Они помнят меня, а Я помню их. Я люблю тех, кто находится на их пути. Я ненавижу тех, кто отклоняется от их пути. Рабы Мои, когда наступает ночь и каждый остается наедине со своим любимым человеком, они не ложатся и не спят, они обращаются ко Мне с мольбами, молятся, благодарят Меня за Мои благословения и проливают слезы. Они переносят все беды, потому что любят Меня. Я оказываю им великую милость».

У Умара бин Абдулазиза был слуга. Днем он служил, а ночью уединялся в уголке, молился и слезно просил Аллаху тааля о чем-то. Досточтимый Умар бин Абдулазиз поинтересовался, что говорит слуга. Однажды он прислушался. Раб говорил: «Господи, ради Твоей любви ко мне, прости меня и помилуй меня». Он изумился молитве слуги и спросил: «О слуга, как ты можешь говорить такое?» Слуга сказал: «Если бы Аллаху тааля не любил меня, разве стал бы Он заставлять меня бодрствовать и заниматься Им, пока ты спишь? В Священном Коране говорится: "Аллах любит их, а они любят Аллаха''. Сначала Он провозглашает Свою собственную любовь. Затем обьявляет о том, что есть тот, кто Его любит. Необходимо быть любимым, чтобы любить».

Сила любви

Некоторые люди говорят: "Разве можно любить Аллаха за то, что Он устанавливает запреты и различные харамы?" Это сильное заблуждение. Потому что мать, которая бьет по рукам ребенка тянущегося к огню, не означает что она его не любит.  

Мудрый человек знает, что в вещах, запрещенных Аллаху тааля, есть очень полезные для него мудрости. Он рассматривает отказ от запретного

как благо. Он может признаться, что если бы не было запрета на алкоголь, то он превратился бы в алкоголика. Он воспринимает запрет на выпивку как благословение. В этом отношении существует бесчисленное множество мудростей в том, что предписывает Аллаху тааля, а также в том, что Он запрещает.

Поскольку следовать предписаниям и избегать запретов это благость, то ничто не может помешать нам любить нашего Господа, который посылает благости.   

Пользуясь благами Аллаху тааля приходится переносить некоторые трудности. Для того чтобы почувствовать запах розы, необходимо вынести бремя приближения к ней.

Было сказано: «Нет благословения без тягот, нет розы без шипов и нет друга без недостатков». Если благословение получено без бремени, то оно ничего не стоит. Мы расточительствуем и не проявляем признательности. Влюбленный, который хочет получить розу от Аллаху тааля, должен терпеть шипы.

Досточтимый Мухаммед Масум сказал:

«Для несчастного влюбленного нет более высшего удовольствия чем узнать что, возлюбленный ищет его. Достаточно того что возлюбленный знает о его страданиях из-за разлуки. Потому что Аллаху тааля без всякого сомнения видит его».

Досточтимая Зулейха, которая после встречи с Юсуфом всем сердцем полюбила Аллаха, дарила ожерелье каждому, кто говорил: «Я видел сегодня Юсуфа». Ради своей любви она пожертвовала своим богатством, имуществом, красотой, и даже 70 верблюдами груженными драгоценностями и ожерельями. Когда она вышла замуж за Юсуфа, она не пошла к нему. Когда Юсуф спросил ее о причине, она ответила: «Мне достаточно любви Аллаха». Только соловей знает цену розы.

Когда у Меджнуна, потерявшего голову от любви к Лейле спросили, как его зовут, он ответил:

- Лейла.

- Разве Лейла не умерла?

- Нет не умерла. Она в моем сердце. Я Лейла.

- Посмотри на дом Лейлы.

- Мне достаточно посмотреть на звезду, которая смотрит на дом Лейлы, - со слезами ответил он. 

Роза, - сказали соловью,

Но он лишь горько заплакал (от любви).

Наши наставники говорили: "Цель любви - терпеть горе и печаль. О воссоединении даже не думают". Так они описывали любовь.

Настоящая любовь проявляется в трех вещах:

1- Влюбленный предпочитает слово любимой, слову любого другого человека.

2 - Он предпочитает находиться в присутствии своей возлюбленной, а не с другими людьми.

3 – Довольство возлюбленной для него важнее. 

Другие статьи в этом разделе

НАФС - ТИГР, ШАЙТАН - СОБАКА

Абу Бакр Хахарзаде, ученый по фикху мазхаба Ханафи. Скончался в Бухаре в 433 г. (1042г.) или в 483 (1090г.). На одном из своих уроков незадолго до своей смерти, сказал: По воле Всевышнего Аллаха, к сердцу каждого человека приставлен ангел который опекает его. Этот ангел вдохновляет в сердце «Ильхам», хорошие мысли. Шайтан науськивает человеку «Васваса», плохие мысли. Тот кто употребляет только дозволенное, различает ильхам от васваса. Те, кто едят запретное не имеют та...

ПРЕВРАЩЕНИЕ ИСЛАМА В ТРАДИЦИЮ

Вопрос: Как происходит превращение Ислама в традиции и обычаи, т.е. следование не Исламу а своему уму и взглядам?

Ответ: У Имама Наблуси, на 187 странице «Хадика» говорится: ''Утрата Ислама, т.е. превращение ее в традиции и обычаи, т.е. следование не Исламу а собственному разумению и взглядам появляются в четырех случаях: Первое, не следование  полученным знаниям. Второе, совершать что-либо не имея...


Москва

1446 год, 9 - Рабиульахир.
2024 год, 12 - Октябрь.
Имсак 4:29
Фаджр 4:52
Восход 6:44
Ишрак 7:53
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 15:12
Аср 15:54
Исфирар 16:52
Магриб 17:47
Иштибак 18:56
Иша’а 19:47
Иша’а-и Сани 20:02