1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. омовение >
  4. ОЧИЩЕНИЕ ОТ СКВЕРНЫ

ОЧИЩЕНИЕ ОТ СКВЕРНЫ

​О Предварительном Очищении

Перед исполнением молитвы необходимо  очиститься; очистить одежду и место молитвы от Нечистот (Наджас), если в этом есть необходимость.

Выше были рассмотрены способы очищения и различные воды, которыми дозволено или не дозволено очищать. В этой главе мы рассмотрим предварительное очищение после пользования туалетом непосредственно перед Малым Омовением.

Очищение органов человека от нечистот (Наджасы) при помощи камня, комка глины, воды после отправления малой или большой нужды, или других нечистот из заднего прохода, или половых органов, обозначается  термином «Истинджа».

По мазхабу Ханафи считается, что если наджаса нераспространилась по телу далее места своего выхода, то очищение можно провести при помощи камня или комка сухой глины и т.п. Если же скверна распространилась по телу далее места своего появления, и количество ее достигла одного дирхама (4,8 грамма), то очищение проводится только при помощи воды. То есть, можно скверну удалить камнем, туалетной бумагой, куском сухой глины, но затем необходимо (Ваджиб) вымыть водой. Если же скверна распространится по телу в количестве, превышающим один дирхам, то пользоваться водой надо Обязательно (Фард). Как правило,  человеку трудно проследить, сколько выделилась и насколько распространилась наджаса, поэтому на практике люди всегда пользуются водой, дабы избежать сомнений.

Термин «Истибра» означает действия[i] по окончательному прекращению остаточных выделений мочи. Повторные выделения мочи в виде нескольких капель или коротких струек происходят у всех мужчин, после отправления ими малой нужды.[ii] Поэтому, «Истибра» проводится раньше чем «Истинджа» и является для мужчин ее предварительной частью. Рассмотрим порядок очищения от наджасы по порядку, начиная от входа в туалет:

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТУАЛЕТОМ

1) Если есть возможность, то не входить в туалет в одежде, в которой исполняется молитва (салят; намаз). Лучше всего Истинджа и Молитву совершать в разных одеждах.

2) Весьма нежелательно входить в туалет в пиджаках или в верхней одежде.

3) Перед входом в туалет произнести мольбу:

«Би-исмиЛьляхи. Аллахумма инний аузу бике мин-аль-хубси ва-ль-хабаис»[iii] -

- С именем Аллаха. О, мой Аллах! Прибегаю к Тебе от зла шайтанов мужского и женского пола.

4) Перед входом в туалет снять кольцо[iv], колье, если на них надписано Священное слово, и вынуть из карманов тексты Священного Корана, если таковые имеются[v].

5) Входить в туалет с левой ноги и выходить с правой.

6) Нельзя засиживаться в туалете без особой надобности.

7) В туалете запрещено: разговаривать, совершать зикр, отвечать на приветствие, повторять слова Азана, читать что-либо, жевать что-либо.

8) Не открывать запретные для обозрения части тела, находясь в местах, где отправляются естественные надобности. Лучше это делать по возможности в положении сидя. Причем, при отправлении надобности, лучше приседать слегка на левую ногу, так как в хадисе от Сурака б. Малика говорится, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел в таких случаях  перенести тяжесть тела на левую ногу, а правую держать прямее[vi]. Вставать надо медленно, по мере укрывания одеждой запретные для обозрения места (Аврат).

9) Нельзя заглядывать в непотребные места и плевать в наджаса.

10) Нельзя языком произносить славословие после чихания. В туалете это делается сердцем (в душе).

11) При выходе из туалета желательно произнести мольбу:

«Аль-хамду-лильЛяхи-льлези ахраджа маа йу’зинни ва эбка маа йенфа’уни» -

- Хвала Аллаху, освободившего меня от мучившего меня, и оставившего то, что для меня полезно.

Что касается общих положений, то здесь надо помнить, что запрещено отправлять естественные надобности: на дорогах; под плодовыми деревьями, или под деревьями, где в их тени обычно отдыхают путники; в стоячую или проточную воду; вблизи водоемов, родников, ручьев; на полях, имеющих посадки и т.д.

Весьма нежелательно совершать малое или полное омовение там же, где справляли нужду. Мочиться (Бэвл) в местах омовения весьма нежелательно (Макрух), так как сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Не мочитесь в местах, где совершаете полное омовение, ведь потом там же вы совершаете малое омовение. Вся мнительность (исходит) от этого». [Абу Дауд, Ибни Маджа].

КАК ПРОВОДИТСЯ «ИСТИБРА»

Повторные выделения мочи происходят у всех по-разному. У некоторых мужчин повторные выделения мочи происходят сразу, после основных. У других, - по прошествии некоторого времени. Третьим необходимо нагнуться или привстать, чтобы быстрее вызвать окончательные выделения мочи. Есть люди, которые ускоряют эти «позывы» немного потоптавшись на месте (пройдя условных 40 шагов), или при помощи кашля и т.п. После того, как выделится моча второго позыва, необходимо при помощи левой руки помассировать мочевой канал, чтобы вышли остатки мочи. Делается это следующим образом: Средним пальцем левой руки начинают слегка выдавливать остаток мочи из мочеиспускательного канала, начиная от заднего прохода вверх к половому органу, а большой палец левой руки прижимает половой орган сверху у основания. Одновременные движения обеих пальцев к концу полового органа позволяет вывести наружу остатки мочи. Рекомендуется (Мустахаб) это движение (массирование) проделать трижды, так как сказано в хадисе:

«Если кто-либо из вас исправит малую нужду, пусть трижды помассирует половой орган для  того, чтобы вывести остаточную мочу»[vii].

Необходимость Истибра подтверждается и другим хадисом от Ибни Аббаса: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) прошел возле двух могил и сказал: «Они подвергаются мучениям. И ведь эти мучения не из-за чего-либо существенного. Один из них не совершал Истибра после отправления малой нужды, а другой занимался доносительством»[viii].

Каждый мужчина должен знать, когда и как у него происходит второй позыв выделения мочи, и предпринять меры предосторожности, чтобы эти повторные выделения не появились после омовения или во время молитвы. Ввиду этого нельзя приступать к омовению, не дождавшись второго позыва мочи, и не совершив Истибра, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас: «Остерегайтесь загрязнения мочой, так как основные мучения в могиле происходят из-за нее». (ИФА, I: 136-137).

ЧЕМ ПРОВОДИТСЯ «ИСТИНДЖА»:

Как было уже сказано выше, после отправления естественной надобности, вначале проводится «Истибра». После «окончательного позыва» выделения мочи, надо помассировать мочевой канал снизу вверх, как бы выдавливая последние капли, и омыть загрязненное место. Истинджа (Очищение) лучше всего проводить водой. При отсутствии воды, можно очиститься камнем (куском сухой глины), куском ненужной ткани или ватой. Можно очищаться и  специальной туалетной бумагой, но опять-таки, если есть вода, то, после применения всего перечисленного, нужно обязательно очиститься и водой.

Нежелательно (Макрух) очищаться костью; пищевыми остатками; навозом; осколками стекла; куском гончарных изделий с глянцевой поверхностью; углем. Нежелательно также очищение травой, листьями и всем, что служит кормом для животных; чужим имуществом; предметами, которые имеют цену. Надо уважительно относиться и к чистой бумаге, если она пригодна для использования по назначению. Можно пользоваться туалетной бумагой или газетой с надписями или рисунками, не требующими к себе уважительного отношения. В то же время запрещены к использованию в качестве очистителя любые клочки бумаги, если на ней есть надписи исламскими (арабскими) буквами.

Если у тяжелобольного человека нет жены или мужа, а сам он не может совершить Истинджа, то с него нет спроса за неисполнение Истинджа. Но он должен попросить кого-либо совершить ему Малое Омовение (Вуду).

Весьма нежелательно отправлять естественные надобности, обратившись лицом или спиной в сторону Кыблы (если нет уважительных причин).

При совершении Истинджа надо стараться не разбрызгивать загрязненную воду, так как вода после Истинджа становится наджасой. А раз так, то забрызганную одежду надо будет также очищать, если общее количество грязных капель на ней составит большую площадь, чем в углублении середины ладони. Молитва в такой одежде не будет действительной. Истинджа проводится в уединенном месте, в спокойной обстановке и с соблюдением мер предосторожности.

КАК ПРОВОДИТСЯ «ИСТИНДЖА»:

Для очищения загрязненных органов используется левая рука. Вначале левую руку надо хорошо промыть чистой водой, чтобы в кожу не впитывалась загрязненная вода. Затем левой рукой омывается спереди (место выделения мочи). После этого, при помощи среднего пальца (а при необходимости и двух, и трех пальцев) той же левой рукой, моется задний проход. Омовение загрязненных мест продолжается до полного их очищения. Мнительным людям рекомендуется проводить такое очищение не более пяти или семи раз, тогда как обычно бывает достаточным и троекратное мытье.

При использовании воды надо соблюдать предосторожность, чтобы вода не разбрызгивалась вместе с нечистотами и не испачкала одежду или другие места. После окончания «Истинджа», можно осушить чем-либо омытые органы и вымыть руки с мылом или другим очистителем.


[i] Этот же термин, но с другим значением, ученые используют в брачном разделе шариата.

[ii] Женщинам после отправления малой нужды достаточно немного посидеть.

[iii] Хадис приведен у Бухари и Муслима.

[iv] В хадисе от хазрата Анаса говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перед входом в туалет для отправления естественной нужды (Дэф-уль-Хаджат), снимал кольцо». На кольце было написано: «Мухаммад расулюЛлах» - (Мухаммад - посланник Аллаха). Хадис привели Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи и Ибни Маджа.

[v] Дозволяется, в случае вынужденной необходимости, в завернутом виде положить в верхний карман, а колье с надписью спрятать за блузкой.

[vi] Хадис привел Табарани.

[vii] Хадис приведен Имамом Ахмадом (да будет милостив к нему Аллах).

[viii] Хадис привели Бухари и Муслим (да будет милостив к ним Аллах).

Другие статьи в этом разделе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИСВАКА

Пользоваться мисваком при вуду, является суннат-и муаккада. Сказано в хадисе: «Намаз, совершенный с вуду при котором пользовались мисваком, ценнее в 70 раз, чем намаз с вуду без мисуака».

В книге  «Сирадж-уль-уаххадж» приведены 15 примеров о пользе применения мисвака.


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56