ТАХАВВУР

Чрезмерная жестокость, жестокосердие, злость, горячность, гнев, ярость, в Исламе именуется термином – Тахаввур.

Тахаввур делает человека, горячным, строгим. Противоположность тахаввура, мягкость, кротость, уравновешенность, это называют – казм. Мягкий человек напротив, тот кто не горячится и не злится. Трус, вредит самому себе. Ну а злой вредит и себе и окружающим. Тахаввур, лишает человека разума, более того может лишить и веры. В хадиси шарифе сказано: «Гнев, рушит веру». Сподвижники никогда не видели чтобы посланник Аллаха (саллалаху алейхи уассалам), злился на что-либо мирское. Пророк если и злился, то только ради Аллаха. Разгневанный человек, должен знать что тот на кого он злится может ответить ему тем же. У того кто часто злится нарушается работа нервной системы, вследствие этого заболевает душа. Все это, со временем проявляется в поведений человека и принимает страшные формы.

Умение держать себя в руках, не гневаться, не впадать в ярость, благородство, именуется термином – Казм. Быть благородным – Казм, вознаграждается большим сауабом. Тому кто смог усмирить тахаввур и сделал Казм, обещан Рай. Аллаху тааля очень любит обладателя Казма того кто простил своего противника и не ответил ему злом на зло. Аллаху тааля сообщил что Рай приготовлен для таких людей.

В хадиси шарифе сказано: «От того кто ради Аллаха усмирил свой гнев, будут отдалены наказания». Еще в одном хадисе сказано: «Если мусульманин доволен ниспосылаемым ему, прощает злодея, может усмирить свой гнев, то Аллаху тааля полюбит его, возьмет под свою опеку, и будет охранять его». Довольствоваться ниспосланным добром, значит применять их в соответствии с Исламом.

В хадиси шарифе сказано: «Если разгневанный человек, проявит мягкость даже если бы и мог проявить силу, то Аллаху тааля наполнит его сердце спокойствием и верой». «Тому кто скроет свой гнев, Аллаху тааля скроет его ошибки и недостатки».

Имам-и Газали (рахима хуллаху тааля) сказал: «Обладать мягким характером, лучше чем быть жестокосердным». В хадис-и шариф говорится: «О мой Господь! Дай мне знания, укрась меня мягким характером, подари мне богобоязненность!». Некто оскорбил сподвижника Абдуллаха бин Аббаса. На что сахаба ответил ему: «Если у тебя есть какая либо нужда, могу тебе помочь». Человек смутился от такого поворота событий и склонив голову, тут же попросил извинения. Сын внука пророка Хусейна, Зайнал Абидин Али тут же снял со своего плеча одежду и подарил тому кто его оскорбил. Иудеи оскорбили проходящего мимо пророка Ису (алейхисаллям), на что посланник Аллаха ответил прямой противоположностью на оскорбления. Спутники Исы спросили у него: «Они оскорбили вас, а вы ответили им добром? Что это?». На это пророк Иса ответил: «Каждый дает то что имеет внутри себя». Человек с приятным мягким характером счастлив, и в душе всегда спокоен. О таком человеке у окружающих всегда хорошее мнение.

В хадиси шарифе сказано: «Гнев приходит по наущению шайтана. Шайтан создан из огня. Вода гасит огонь. Если вы разгневаны сделайте омовение!». Поэтому, когда вы впали в ярость, прочитайте два «Кул аузу..» вместе с «Аузу билляхи..». Во время ярости, разум перестает действовать на человека и выходит за рамки Ислама. Если разгневанный человек стоит, то нужно сесть. В хадиси шарифе сказано: «Пусть тот кто разгневан сядет. Если ярость не утихает пусть приляжет!». Когда человек стоит, ему легче отомстить. Чувство мести утихает, когда человек садится. Если ляжет то чувство еще более ослабевает. Злость бывает от высокомерия. Если лечь то высокомерие человека убывает. В хадиси шарифе сказано, что при гневе нужно читать эту молитву: «Аллахуммагфир ли-занби уа азхиб гайза калби уа эджирни минашшайтан». Что означает: ''О мой Господь! Прости мои грехи! Спаси меня от зла во мне и наущения шайтана!''. Ну а если человек не может ответить чем нибудь добрым на злость и гнев, то ему нужно покинуть это место. И держаться от своего оппонента подальше.