ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ (ХЕДИЙ; УДХИЙЙА; КУРБАН)

Ежегодно, в течение праздничных дней Хаджа, мусульмане – паломники и мусульмане в своих странах (имеющие Нисаб - соответствующий достаток), совершают жертвоприношение, выполняя тем самым свои обязанности по Шариату.

Жертвенные животные, заклание которых происходит в период хаджа, делятся на две основные группы:

А) "ХЕДИЙ":

Животные, заклание которых связано с условиями Хаджа. 

Б) "УДХИЙЙА" - Животные, которых повсеместно приносят в жертву в Праздник Курбан

Эти два вида Жертвоприношения имеют свои некоторые особенности:

А) Жертвоприношение "ХЕДИЙ": - В словарном значении это слово означает "Подарок". Религиозный термин "Хедий" используется при обозначении жертвоприношения в качестве Подарка Запретной Мечети (Масджит-уль-Харам) в связи с условиями Хаджа.

Эта Обязанность для паломников является "Ваджиб", то есть Очень Близка к "Фарду".

Виды животных "Хедий":

1) Верблюд: Приносят в жертву и самца и самку этого животного, но с условием, чтобы животное было в возрасте Полных Пяти Лет. Это животное можно приносить в жертву для семи человек одновременно.

2) Корова: Самку или самца этого животного также можно жертвовать от семи человек одновременно, с условием, что возраст животного достиг Полных Двух Лет.[i]

3) Давар: - Таково общее название мелкого рогатого скота (Овец и Коз). Самки и самцы овец и коз могут быть использованы в качестве жертвенного животного, если они достигли возраста не менее Одного Года. Допускаются исключения в случае, когда овцы, возраст которых более полугода, - хорошо откормленные, крупные экземпляры. Заклание одного животного совершают только за одного человека.

Различные Виды Жертвоприношений: Существуют четыре основных вида закланий животных в качестве "Хедий".

1) Жертвоприношение "Шукур": – Жертвоприношение в качестве "Благодарения" Всевышнему Аллаху при совершении Хаджа "Таматту" или Хаджа "Киран". Это жертвоприношение находится в разряде "Ваджиб" и совершается после окончания Хаджа или Умры.[ii]

Если паломник принял намерение на Хадж "Таматту" или Хадж "Киран", но по какой-либо причине не может совершить жертвоприношение, то он обязан соблюсти пост в течение 10-ти дней. Три дня из которых он соблюдает до начала праздника, будучи в Мекке, а остальные семь дней – после возвращения в свою страну. Если же паломник запоздает с соблюдением трехдневного поста до первого дня праздника Курбан (Ид аль-Адха), то он должен будет в качестве Искупления совершить дополнительное жертвоприношение.[iii]

2) Жертвоприношение в качестве Искупления – За Нарушения условий Ихрама при исполнении Хаджа или Умры. Это жертвоприношение также находится в разряде "Ваджиб".

Заклание животного за совершенный грех (Искупление) производится в следующих случаях:

а) При нарушениях условий Хаджа из разряда "Ваджиб" (не выполнение или запоздание).

б) При нарушении какого-либо Запрета Ихрама.

в) При совершении запретных действий на Запретной Территории.

г) При прекращении исполнения Хаджа будучи в Ихраме в связи с болезнью, немощью, возникновению препятствий со стороны врага.

3) Жертвоприношение По Обету: : Если мусульманин давал клятвенное обещание (Обет) совершить жертвоприношение на Запретной Территории, то исполнение этого Обета для него становится "Ваджиб".

4) Дополнительное Жертвоприношение (Навафиль; Татавву'): Подобным жертвоприношением является заклание животного в то время, когда оно не обязательно (не Ваджиб). К примеру, Заклание животного при совершении хаджа "Ифрад" или исполнения Умры. Подобные Жертвоприношения являются Желательным Действием (Мустахаб).

Место и Время Заклания:

Местом жертвоприношения овец и коз являются пределы Мекки и его пригороды. Заклание крупных животных (Верблюдов и Коров, общее название которых – "Бэдэнэ") может быть совершено и за пределами Мекки. При этом учитываются некоторые особенности:

а) Если необходимо совершить жертвоприношение мелкого животного (овцы или барана) в Дни Нахр,[iv] то, в соответствии с Сунной, заклание производят в долине Мина.

б) Если жертвоприношение совершают не в праздничные дни, то более благостным является заклание животного в самой Мекке.[v]

Требования, предъявляемые к животным "Хедий":

Жертвенные животные должны быть без недостатков. Не годятся для этой цели животные:

а) Слепые на один или оба глаза.

б) Лишенные большего количества зубов.

в) Хромые, не имеющие возможность самостоятельно добраться до место заклания.

г) Животные без большей части уха или хвоста, или с отсутствием одного или обоих рогов, ослабленные, истощенные.

Для Курбана годятся и самцы и самки этих животных. Более желательными для Курбана являются бараны с преобладающим белым цветом шерсти и самки козы. Также предпочтительнее резать барана или козу на одного человека, чем корову на семерых, хотя цена может быть и одинаковой.

В книге "Ислам Ильмихалы" (Фикри Явуз. Стамбул - 1988) говорится: "Ввиду того, что мясо кастрированных животных более предпочтительно по вкусу, то и заклание таких животных более предпочтительно".

Весьма желательно купить животное за несколько дней до жертвоприношения и держать на привязи. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить своего Курбана.

Животного, купленного заранее с целью заклания, можно продать и вместо него купить другое животное. Однако если второе животное оказалось по цене дешевле первого, то оставшуюся сумму денег необходимо раздать бедным. Если животное, купленное с целью заклания, зарежут раньше или позже положенного срока, то мясо этого животного использовать на собственные нужды запрещено. Все мясо необходимо раздать бедным.

Мясо Жертвенных животных "Хедий":

Мясом животных, убой которых совершен с намерением "Хедий" при исполнении Хаджа "таматту", или Хаджа "Киран" или в качестве дополнительного жертвоприношения, могут пользоваться все желающие. В том числе и нуждающиеся мусульмане, и имеющие достаток, и, в том числе, сам паломник, совершивший жертвоприношение. Более того, считается рекомендуемым воспользоваться мясом жертвенного животного, тому, кто жертвовал его.[vi]

Однако, и в этом случае, мясо должно быть разделено на три части и использовано в соответствии с правилами распределения. Оплата труда, совершившего убой вместо кого-либо, также должно производится любым способом оплаты, но не мясом.

Мясом жертвенных животных, заклание которых было произведено в соответствии с Клятвенным Обещанием (Зароком) или в виде Искупления за нарушение условий Хаджа, владелец Курбана воспользоваться не может. Не дозволено давать это мясо и своим близким родственникам. Тому, кто совершал жертвоприношение не дозволено пользоваться и шкурой, и любой другой частью этого животного. Это животное целиком принадлежит лишь нуждающимся мусульманам.

Если случиться так, что мясом этого животного воспользовался владелец Курбана, или его близкие родственники, или не бедные мусульмане, то адекватная стоимость использованной части мяса должна быть отдана нуждающимся мусульманам.

Б) "УДХИЙЙА": - Животные, которых повсеместно приносят в жертву в Праздник Курбан.

Словарное значение слова "Удхиййа" – "Приближение" к чему-либо, посредством чего-либо. В религиозном значение этот термин применяется для обозначения Жертвенного Животного, убой которого совершен в определенные, дни определенным мусульманином с целью приближения к милости Аллаха (Велик Он и Славен).

Требования, предъявляемые к животным "Удхиййа", такие же, что и к животным "Хедий".

Кто обязан совершать заклание Курбана:

Мусульмане обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, обладающие имуществом или деньгами сверх прожиточного минимума, (то есть, эта та же категория мусульман, которым предписан Закяат, Садака-и Фитр), обязаны в один из праздничных дней "Ид аль-Адха" (Курбан-байрам), совершить заклание животного. Основой этому действию является айат Благородного Корана, ниспосланный Аллахом субхана-Ху ва тааля: "Помолись же Господу и заколи". (108:2). Высказывание Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уасаллям) так же красноречиво указывает на это Предписание: "Если кто-либо будет иметь соответствующий достаток и не совершит заклания, то пусть и не приближается к нашей мечети". ("Хидайа" в комментариях аль-Маргинани; том 4, стр. 70).[vii]

В мазхабе Ханафи эта обязанность из разряда - "Ваджиб" (очень близкая к разряду "Фард" - "Обязательному Предписанию"). Соответствующим достатком (Нисаб) в мазхабе Ханафи, при наличии которого наступает эта обязанность, - 20 мискалей. Что соответствует по цене 96 гр. золота или 672 гр. серебра. Причем, совсем необязательно иметь такой достаток на протяжении года. Достаточно иметь его на 10-ое Зиль-хиджа , или получить на руки такое имущество, или деньги на конец дня 12-го Зиль-хиджа . (Для обязательной выплаты Закяата, этот минимальный достаток или более того необходимо иметь в начале и конце года). Однако надо учесть, что определяющим временем наличия достатка, для выполнения этой обязанности является конец дня (до захода солнца). Что это значит? Это значит, что, если мусульманин, имеющий достаток на момент рассвета 10-го Зиль-хиджа , но лишившийся его на конец дня 12-го Зиль-хиджа и не успевший таким образом совершить заклание, то он освобождается далее от возмещения своего Курбана. Так как время заклания продолжалось до этого момента, а он рассчитывал успеть выполнить свою обязанность к концу 12-го дня Зиль-хиджа . Причины для этого могли быть разными. Например: на 10-е Зиль-хиджа вы не имели денег, и возможность появилась только на 2-ой день заклания. Пока вы искали животное, возможность снова была утеряна.

Краткое разъяснение по поводу курбана: 

1) Если вы приобрели животное с целью заклания, но не сделали этого по какой-либо причине в течение 3-х соответствующих дней, то это животное необходимо или целиком отдать в качестве милостыни, или разделить между бедными мусульманами в виде мяса. Можно и продать, а деньги раздать бедным. В любом случае хозяин сам не может воспользоваться никакой частью этого животного. Если же все-таки он воспользуется частью мяса этого животного, то должен будет стоимость этой части в деньгах раздать бедным.

2) Если вы не приобрели, или не смогли приобрести животное с целью заклания, но были обязаны сделать это (у вас появился "достаток" на конец 3-его дня заклания), то за вами остается долг. Этот долг вы обязаны возместить. К примеру, раздать в качестве милостыни стоимость одного Курбана.

3) Если бедняк, не обязанный совершать заклание, купит на свои деньги животное с намерением заклания, но не исполнит в известные 3 дня, то по прошествии 3-х дней должен будет это животное или стоимость его целиком отдать или раздать в качестве милостыни.

4) Если кто-либо, указав на одно из своих овец, скажет: "Считаю своим долгом совершить заклание этой овцы ради Аллаха", но не совершит заклания в необходимые сроки, то должен будет отдать эту овцу в качестве милостыни.

В остальных 3-х мазхабах обязанность заклания жертвенного животного является Сунной (Весьма Желательной Обязанностью) и способ подсчета соответствующего достатка несколько иной (см. раздел "Закяат").

Сообщается, что при заклании животного, как только потечет кровь Курбана, будут прощены многие грехи мусульманина, совершающего жертвоприношение. Заклание жертвенного животного является одним из способов поклонения Всевышнему Аллаху и служит причиной приближения к Его Милости. В одном из хадисов сказано: "Самые худшие из скупых людей, это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать". Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и да приветствует, в праздник "Ид аль-Адха" совершал заклание двух животных. Одного - за себя, а второго - за свою умму (общину мусульман). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить еще больше благостей Аллаха Тааля, также закалывают 2-х животных; одного - за себя, другого - за Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уасаллям). (См. "Там Ильмихал"; стр. 325)

При участии в заклании одного животного нескольких человек, надо быть точным в дележе. Каждый из участников должен получить равную со всеми часть. Приблизительный дележ без взвешивания здесь недопустим. Такая договоренность может быть в обычных случаях, когда один из участников может взять меньшую часть, оставляя другому большую в качестве подарка. Здесь можно дарить, лишь получив свою часть, после строгого взвешивания на равные доли. Без взвешивания допускается распределение шкуры, ног, головы животного, если в распределении этих частей животного есть необходимость.

Способ заклания:

1) Положить животное на левый бок в сторону Киблы. Перед горлом животного должно быть углубление около полуметра для стока крови. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт.

2) Стоя принять следующее намерение: «О, Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву. Вот я стою перед Тобой, совершивший много грехов. Я должен был бы принести себя в жертву, но Ты запретил человеческие жертвы. Ради искупления своих грехов и рассчитывая на Твое Милосердие, приношу в жертву это животное по твоему разрешению и повелению».

3) Произнести 3 раза Ташрик Такбир: "Аллаху Акбару Аллаху Акбару. Ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху Акбару. Аллаху Акбару ва лилля-Хи-ль-хамд!", затем, сказав "Бисмильляхи! Аллаху Акбару!"[viii], перерезается горло[ix]. В горле животного существуют 4 канала: Пищевод – "Мери"; дыхательный канал – "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные артерии), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно. Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы. Обнаруженный внутри животного живой детеныш, так же подлежит закланию. Если же детеныш мертв, то в пищу он не годен.

4) Прочитать после убоя 162-163-ий аяты суры 6 - "Эн'ам": "Куль инна салатий ва нусукий ва махйайа ва наматий лиль-Лахи Раббиль'аламийн. Ляа шарика лех…". - "Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища…".

Тот, кто не может резать животное сам, становится рядом с тем, кто режет вместо него (если это возможно) и, касаясь его своей рукой, принимает намерение, как указано выше.

5) После того, как произведен убой, надо прочитать 2 ракаата молитвы «Ташаккур» - Благодарения Всевышнего Аллаха. В 1-ом ракаате после «Фатиха» читать суру 108 - «Каусар». Во 2-ом - после «Фатиха» читать суру 112 - «Ихлас».

Мусульмане, не имеющие материальной возможности для жертвоприношения, во второй половине первого дня праздника Ид аль-Адха читают молитву в 6 ракаатов, принимая следующее намерение: «Всевышний Аллах, я, твой покорный раб, не смог принести Предписанную Тобой жертву. Я падаю ниц перед Тобой и прошу засчитать это распростертое мое тело вместо Курбана. Нижайше прошу Тебя, Милостивый Аллах, зачисли и меня в разряд принесших жертву».

В 1-ом ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 раз «Кадр»;

Во 2-ом ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 «Каусар»;

В 3-ем ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 раз «Кафирун»;

В 4-ом ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 «Ихлас»;

В 5-ом ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 раз «Фаляк»;

В 6-ом ракаате: 1 раз суру «Фатиха» и 1 раз «Нас».

(Приветствия - после каждых двух ракаатов).

Если мусульманин не имеет возможности совершать заклание сам, и не имеет возможности присутствовать при заклании своего Курбана, то может поручить это своему представителю. К примеру, когда вы не смогли приобрести животное в своем населенном пункте; или же хотите передать полностью свой Курбан мусульманам другого села, другого города, или другой страны.

Если будет обнаружено, что двое мусульман по ошибке совершили заклание животных друг друга, то это не меняет дела. Им достаточно обменяться. Если же ошибка обнаружится после распределения мяса, то они должны прийти к согласию. Если согласия не получится, то должны обменяться стоимостью Курбана.

Нежелательные действия: Нежелательно тащить животное волоком на место убоя; тащить за ноги; начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано; резать одно животное на виду у другого. Нежелательно резать затылочную часть, отрезать голову или снимать шкуру до тех пор, пока не прекратятся полностью судороги животного.

Распределение мяса Курбана: Есть жертвенное мясо можно и самому, можно раздать бедным и знакомым, и даже не мусульманам. Наилучшим решением будет следующее: Мясо делится на три равные части. Одна часть оставляется дома, другая – соседям, родственникам, знакомым в качестве подарка, третья часть раздается бедным в качестве милостыни. Можно все мясо раздать бедным, или, при необходимости, целиком оставить для семейных нужд.

Шкуру желательно отдать мусульманину, постоянно читающему намаз, или оставить дома. Отдавать шкуру в неизвестные руки нельзя. Можно обменять на какую-нибудь вещь, которой можно долго пользоваться. Нельзя продавать или менять на что-либо, быстро заканчивающееся. Если же все-таки будет продано мясо или шкура жертвенного животного, то вырученные деньги нужно раздать бедным.

Нельзя употреблять в пищу некоторые части Курбана (и других животных). 1) Кровь. 2) Половые органы. 3) Семенную железу (яичко). 4) Другие железы, связанные с половыми органами. 5) Желчный пузырь. 6) Мочевой пузырь.

Не разрешается отдавать часть мяса в качестве платы за труд. Например, за то, что другой человек вместо вас резал, или разделывал, или подвозил вам животное. В этих случаях оплату можно произвести любым другим способом. Конечно же, лучше, если мусульмане помогают в эти дни друг другу безвозмездно. Их помощь окажется в качестве подарка или милостыни, и Аллах субхана-Ху ва тааля вознаградит их.

 

 


[i] Это максимальное количество участников при совместном заклании одного животного. Если быть точнее, количество участников при совместном заклании Коровы или Верблюда (Общее название этих крупных животных – "Бэдэнэ") может быть от Одного до Семи человек.

[ii] По мазхабу Шафии жертвоприношение, связанное с исполнением паломничеств "Таматту" или "Киран", совершается в качестве Искуплений за нару шение какого-либо условия одновременного исполнения Умры и Хаджа в один сезон.

[iii] По согласованному иджтихаду Имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани (Имамэйн; да будет милостив к ним Аллах), в дополнительном жертвоприношении из-за опоздания с искупительным постом нет необходимости, так как по их мнению, жертвоприношение в это время является не "Ваджибом" а "Сунной".

[iv] Дни "Нахр": - Три Дня праздника "Ид аль-Адха". Время празднования начинается от рассвета 10-го дня месяца Зиль-хиджа и продолжается до захода солнца 12-го дня Зиль-хиджа . Однако, учитывая вероятность ошибки в подсчете дней, нежелательно оставлять жертвоприношение на третий день. Не запрещается, но считается весьма нежелательным, совершать заклание животного в темное время суток. Самое предпочтительное время - от рассвета 10-го Зиль-хиджа, в местах, где не читается праздничная совместная молитва. В крупных населенных пунктах, где читается праздничная совместная молитва, - после хутбы праздничной молитвы (Хутба в этот день читается после праздничной молитвы). Если, по какой-либо причине, мусульманин не принимает участие в праздничной молитве, то заклание животного ему желательно произвести после полудня. Так как время праздничной молитвы истекает при наступлении полудня. Время празднования заканчивается с заходом Солнца в третий день праздника.

Внимание! По мазхабу Шафии Дни "Нахр" составляют Четыре Дня.

[v] По мазхабу Шафии дозволено совершать заклание животного "Хедий" в любом месте запретной территории. В тоже время считается более благостным:

а) Заклание животного после Умры проводить в Мекке, в месте окончания Малого паломничества.

б) Заклание животного для Хаджа проводить в долине Мина согласно Сунне.

в) Заклание животного ввиду Прерывания Хаджа (Ихсар) проводить в месте прерывания хаджа.

[vi] По мазхабу Шафии жертвоприношение при Хадже "Таматту" или "Киран" совершается при совершении ошибки. И, следовательно, это жертвоприношение является искупительным. Ввиду этого, мясом, шкурой, или любой другой частью жертвенного животного, убой которого совершен в качестве искупления, жертвователь воспользоваться не может. По этому мазхабу, паломник может воспользоваться мясом жертвенного животного в том случае, когда убой был совершен в качестве дополнительного жертвоприношения.

[vii] Хадис приведен в «Сунане» Ибн-и Маджа.

 

[viii] Сказано в Коране: «И нe eшьтe тoгo, нaд чeм нe yпoмянyтo имя Aллaxa: этo вeдь нeчecтиe! Beдь шaйтaны внyшaют cвoим cтopoнникaм, чтoбы oни пpeпиpaлиcь c вaми, a ecли вы иx пocлyшaeтe, вы тoгдa – мнoгoбoжники». (6: 121).

[ix] Ученые обращают особое внимание на то, чтобы при произнесении слов "Би-сми л-Лахи! и "Аллаху", внятно произносилась буква "х" (в этих словах буква "х" должна звучать как английское "h"). Поэтому, при произношении этих слов, лучше говорить "Аллаху Тааля", а не "Аллах Тааля".

 

(Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. ч 7, стр. 411-416)