ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПИСАНИЯМ КОРАНА И СУННЫ

Вопрос: Каковы условия правильного следования Корану и Сунне?

Ответ: Необходимо последовательное изучение и выполнение следующих положений:

1) Уверовать в соответствии с Вероучением Суннитов (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а). Избегать Недозволенного (Харам), предварительно изучив этот раздел.

2) Избегать Недозволенного (Харам), предварительно изучив этот раздел.

3) Строго исполнять Обязательные Предписания (Фард) и Близкие  к Обязательному (Ваджиб)

4) Остерегаться весьма Нежелательных действий (Макрух).

5) Приучить себя к исполнению Весьма Желательных действий (Сунна).

6) Исполнять Рекомендуемые действия по Сунне следующего уровня (Мустахаб) и Дополнительные поклонения (Навафиль).

Не принесут пользу в Судный День любые непоследовательные стремления. Например: Совершенно пустым делом будет заниматься тот, кто тщательно избегая возможных грехов, не примет веру в соответствии с Предписанием Корана и Сунны. И далее, даже если Вера  человека соответствует Вероучению Суннитов, и он стремится избегать Харам (недозволенное) и щепетильно исполняет Сунну, но, при этом не выполняет Обязательные Предписания (как то: ежедневная молитва, пост в месяц Рамадан, закят и хадж при наличии соответствующего достатка), - от вышеуказанных действий пользы будет мало. В книге «Футуху-ль-Гайб», и в комментариях к этой книге Абд-ул-Хака ад-Дэхлеви, (958-1052/1551-1642) приведен хадис, переданный Али бин Аби Талибом, (радиаллаху анх):

«Мусульманин, совершающий дополнительные молитвы, но не исполнивший перед этим обязательные, похож на беременную женщину, потерявшую ребенка перед самыми родами. Нельзя ее назвать ни беременной, ни матерью, так как ребенка нет. У людей, не исполняющих обязательные молитвы, Аллах не примет дополнительных.»

Абд-уль-Хак ад-Дэхлеви (рахметуллахи алейх), являющийся известным ученым -  хадисоведом, в комментариях к вышеназванной книге, пишет: «Из данного хадиса становится  ясно, что пустым делом занимаются те люди, которые настойчиво исполняют различные вспомогательные поклонения, не исполняя при этом Обязательную ежедневную пятикратную молитву, предписанную Всевышним Аллахом …».

По сообщениям ученых, не исполнение Сунны по уважительной причине, не является грехом.

Источники религиозных знаний

Источников, откуда ученые черпают знания по вероучению, исламскому праву (шариату), исламской нравственности, всего четыре:

1 – КНИГА: Благородный Коран.

2 – СУННА: Высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также его действия.

3 – ИДЖМА-УЛЬ-УММА (аль-Иджма)Согласованное решение по определенному вопросу ученых Ислама (Муджтахидов) первых трех поколений.

4 – КЫЯС-УЛЬ-ФУКАХА (аль-Кыйас)Решение, полученное муджтахидами высшего ранга методом суждения по аналогии.

Если муджтахиды не находили в Благородном Коране указания для разрешения нужного вопроса, то искали ответ в Хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к Иджма. И, если не было по этому вопросу согласованного решения Сподвижников, Таби'унов или их учеников, (Ученых первых трех поколений), то в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления.

МУДЖТАХИД: Способы исполнения Предписаний Всевышнего Аллаха могут определить лишь ученые Ислама, обладающие полным комплексом знаний, необходимых для этого. Ученых мусульман, определяющие эти способы посредством разъяснения скрытых знаний, называют Муджтахид.

ИДЖТИХАД. Для определения способов исполнения Предписаний Всевышнего Аллаха, муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные  возможности –  знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его аяты Благородного Корана и хадисы Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Исследования, целью которых является  разъяснение скрытых знаний, называется иджтихад.

МАЗХАБЫ. Комплекс знаний, добытый муджтахидом самого высокого уровня путем упорного труда, есть ПУТЬ этого ученого, его ШКОЛА - его МАЗХАБ.

Мазхабы – это религиозно-правовые школы. В этих школах уточнены способы повседневных поклонений и разрешены правовые вопросы согласно иджтихаду его основателя. Это касается способов исполнения ежедневных молитв и других обязанностей перед Аллахом (хвала ему Всевышнему); разрешение правовых вопросов при взаимоотношениях между мусульманами и формы взаимоотношений с остальным миром. То есть все, что касается Шариата - Исламского права. У Приверженцев Сунны на сегодняшний день сохранились лишь четыре мазхаба: Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали. В этих 4-х религиозно-правовых школах сохранились знания, собранные всеми существовавшими мазхабами во времена Сахабов и Табиунов. Основы Веры у этих мазхабов едины. Существует лишь различный подход при принятии решений по способам поклонений, что является благом Всевышнего Аллаха для мусульман всего мира.

1) Мазхаб – ХАНАФИ был основан имамом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит аль-Имам аль-Аъзам). Родился в г. Куфе в 80/699 г. и умер в Багдаде 150/767 г. Здесь слово «Ханиф» обозначает – «Правильно верящий», «Знающий» мусульманин. А сочетание «Абу Ханифа» в данном случае означает – «Отец мусульман с правильной верой».

2) Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас аль-Асбахи. Родился в 93/711 в г. Медине и умер там же в 179/795 г.

3) Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и. Он родился в Газзе в 150/767 г. и умер в Египте в 204/820 г. Имам взял имя «аш-Шафи'и» в память о своем прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка Аллаха.

4) И четвертый мазхаб - ХАНБАЛИ. Эту школу основал имам Абу Абдаллах Ахмад бин Ханбал. Родился в Багдаде в 164/780 г. и умер там же в 241/855 г.

Следование мазхабу

В наше время в вопросе следования мазхабам мусульмане разделились на три группы:

1- К первой группе относятся мусульмане, которые упорно следуют только своему мазхабу, не пользуясь в вынужденных ситуациях фетвами остальных 3-х школ. Это - путь фанатиков.

2- Во второй группе – те, которые пользуются удобными для себя фетвами всех мазхабов. Это, - путь мусульман, фактически не следующих ни одному мазхабу. Путь безмазхабных.

3- В третьей группе – подавляющая часть мусульман, следующая одному мазхабу, а в случае существенных затруднений, или вынужденных обстоятельств, используют фетву любого из остальных 3-х мазхабов.

И это путь, указанный учеными Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а[i] .

Школы Приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а), опираются на знания, полученные по цепи передатчиков от Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уассалам) и его Сподвижников.

 

[i] В соответствии с айатами и хадисами о запрете отделения от джамаата, мусульманин обязан (ваджиб) следовать тому из 4-х мазхабов ахл-и сунна валь-джамаа, которому следует большинство джамаата в месте его постоянного проживания. Смена мазхаба дозволена лишь при смене постоянного местожительства, где джамаат, в который он влился, следует другому мазхабу.