1. Главная >
  2. Торговые взаимоотношения >
  3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ИСЛАМЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ИСЛАМЕ

Вопрос: Существует ли в Исламе регулирование цен?

Ответ: В нашей религий нет регулирования цен. Потому что запрещены непристойные и непомерные цены.

В Медине резко взлетели цены. Когда у пророка попросили установить цены, пророк сказал: «Цены устанавливает Аллаху тааля. Только он увеличивает и уменьшает ризк. Я прошу у Аллаха бараката». В другом хадис шарифе сказано: «Не устанавливайте цены, цены устанавливает Аллаху тааля».

Когда со стороны спекулянтов и всякого рода приспособленцев придерживающих товар исходит злодеяние, то власти посоветовавшись могут установить приемлемые цены. (Радд-уль Мухтар)

Наш пророк запретил скупать товар у прибывающих в город до того как они вошли в город селян, скрывая от них рыночную цену. Селянин может отказаться от подобной продажи. Также запрещено продавать товар дорого тем кто не знает рыночную цену. Также нельзя покупать дешево у приезжего который не знаком с ценами и продавать ему товар очень дорого. Совершая с ними сделку скрывать настоящую цену является грехом.                                                                                                                 

Также как запрещено обманывать не указав недостатки товара, запрещено и покупать принижая достоинство предмета покупки. Например, продавец не знает всех преимуществ своего товара. То что на самом деле стоит 10, продает за 5. Обманывать его что такой же товар стоит 4, будет харамом. Если люди будут следовать исламскому нраву то, не останется ни обманывающих ни обманутых. Не будет необходимости в установке цен. Регулировать цены будут предложения и спрос на товар. 

В Басре жил крупный торговец. Один из его представителей в Иране в своем письме доложил что в этом году неурожай сахарного тростника и следовательно ожидается нехватка сахара. Торговец скупил запасы сахара и продал когда цена поднялась, вследствий чего заработал 30 тысяч дирхамов. Но после подумал : ''Какой же я мусульманин если совершил такое злодеяние против своих собратьев скрыв от них ожидаемый дефицит на сахар?'' и понес раздавать 30 тысяч тем, с кого получил прибыль. Объяснял им что случилось, но никто не взял обратно свои деньги. Вечером, придя домой решил что они постеснялись взять. Назавтра, понес обратно деньги, с мыслями что был неправ по отношению к своим братьям. Деньги он смог раздать уговаривая каждого из них взять их обратно. 

Покупателю нужно говорить правду, не пытаясь схитрить. Нужно сообщить если товар имеет неисправность или погрешность. Если товар куплен совсем дешево и продается дорого, то нужно сказать за сколько был куплен. Продажа обманом расценивается как мошенничество и коварство. Есть случаи когда коварство происходит по незнанию. Чтобы не совершать такое, людям не стоит делать того, чего не хотелось бы испытать на себе.  

Можно продать товар дороже в кредит или рассрочку, а за наличные дешевле. Не разрешается просить доплату за рассрочку. (Радд-уль Мухтар)

Вопрос: Мне нужно было выплатить 100 у.е. закята для чего я отправился к одному товарищу. Я ему сказал что если он продаст мне свое золото за 100 у.е. то отдам твое же тебе золото как закят. Он сказал, в книге ''Там Ильмихал'' написано что продажа задешево будет габен-и фахиша (чрезмерная прибыль), меньше чем за 120 продавать нельзя. Если бы он продал за 100 было бы неправильно?

Ответ: Нет. Продать можно. Человек сам волен за сколько будет продавать свое имущество. Может продать даже за 50 и даже за 1 у.е.. Даже может отдать совершенно бесплатно. Если бы вы сказали что золото подешевело и стоит сейчас 100, продай мне за 100 и он не зная продал бы вам, то из-за того что он сильно обманулся, имел бы право рассторгнуть сделку. Но может и не нарушать. Таким образом он совершил ошибку отклонив предложенные в качестве закята деньги.

В ''Там Ильмихал саадати абадийа'' пишется: оказаться обманутым на обмене валюты на 2.5% и больше, считается габен-и фахиш (чрезмерная прибыль, полученная путем обмана), т.е. быть чрезмерно обманутым. По отношению к другим категориям товаров, крупно обманутым считается если переплатить за товары куда не включены животные на 5%, для животных на 10%, для недвижимости 20%. Оказаться обманутым на меньшую сумму  называют габен-и ясир – легкий обман. Когда продавец убедил покупателя что за товар другие покупатели платили такую цену, затем выяснится что цена завышена и такую цену не платили, то покупатель может отменить сделку.

(Сказано что может нарушить сделку если обратит внимание, не сказано что сделку необходимо разорвать. Кроме этого, если есть желание, нет ничего предосудительного в продаже по очень низкой цене.)

Если продавец продал по непомерной цене не обманывая покупателя, то обманутый покупатель не может рассторгнуть сделку. Потому что каждый вправе продавать по какой угодне цене. В Исламе не устанавливают цены. Тот, кто был обманут на незначительную сумму не может нарушить сделку.

Купленное за 20 можно продать за 5 сказав что было куплено за 4 и добавлено прибыли 1, потому что в таком случае нет намерения обмануть. Может быть покупатель беден и продавец поступает так чтобы обрадовать его. Каждый может продавать свой товар очень дешево.

Продавать по неоправданно завышенной цене оказавшимся в сильно стесненном положений, тем кто не может позволить себе еду, одежду и жилище, харам. Также запрещено (харам) продавать по высокой цене тому, кто оказался в бедственном положений что вынужден продать что-нибудь свое. (Рисаля Байи ва Шира)

Вопрос: В книге ''Там Ильмихал'' говорится: «''Продажа за немедленный расчет дешевле а в рассрочку дороже, например продажа с двумя условиями; если купить сейчас то будет по 10 а если взять в рассрочку то будет по 15'' будет недействительной о чем сказано в книгах ''Мевкуфат'', ''Джавхара'', ''Тухфат-уль-фукаха''. Потому что известна стоимость». Судя по этому, то что продается по 10, в рассрочку нельзя продавать по 15?

Ответ: Нет, продавать можно. Продавец, никого не обманывая может продавать по завышенной цене. Потому что любой человек может продавать свой товар за сколько пожелает. В Исламе нет лимита цен. Те, кто не поняли этот момент думают что продажа в рассрочку не может быть дороже. В последнем предложений было сказано ''потому что известна стоимость''. Стоимость, это цена которую назначили для продажи. Если продавец сообщает что если произвести немедленный расчет то будет по 10 а в рассрочку будет 15, а покупатель согласен с одним из этих двух цен , то сделка будет действительной. Если покупателю неизвестны эти две цены и он согласился не зная времени и цены, то подобная сделка недействительна.

Потому что неизвестна цена и время. Купил за 10 или 15? Покупатель не сказал с чем из этого согласен. Из-за того что не были известны цена и время, сделка будет недействительной. Если клиент согласен взять за 10 сейчас а за 15 в рассрочку, то сделка действительна.

В Исламе нет предела на назначение цен. Досточтимый Ибн Абидин говорит:

Передает Анас бин Малик: В Медине взлетели цены. Когда у пророка попросили установить цены, пророк сказал: «Цены устанавливает Аллаху тааля. Только он увеличивает и уменьшает ризк. Я прошу бараката от Аллаху тааля». (Тирмизи, Ибни Хиббан)   

Если случается непомерное удорожание цен (в два раза), для населения это несет вред и зло, то государство посоветовавшись с торговцами может установить приемлемые цены. (Радд-уль Мухтар) 

ЗАВЫШЕННАЯ ЦЕНА И ОКАЗАТЬСЯ ОБМАНУТЫМ

Вопрос: Узнал что моя покупка которую взял в рассрочку за 300, 200 из которых я уже отдал, в другом месте продается по 200. Мусульманин не должен обманывать и не давать себя обмануть и поэтому, могу ли я не отдавать оставшиеся 100?

Ответ: Если 300 это нормальная цена то не отдавать оставшиеся 100, уже будет грехом. Каждый имеет право просить за свой товар столько, сколько пожелает. Дать меньше на копейку будет нарушением прав. Если товар везде стоит 200 и по 300 только у этого продавца, то тогда есть возможность отказаться от покупки. Если есть цены и по 300 и по 200 то сделку не отменить.

Продавая товар, убеждать покупателя что у других этот же товар дороже или скрывать недостатки не что иное как обман. А вот переплачивать за обмен валюты на 2.5%, 5% на все товары кроме животных, за животных 10%, за недвижимость 20% и еще дороже, значит оказаться обманутым. Если обмануться таким образом, то покупатель может прекратить сделку. 

ПРОДАВАТЬ ДОРОГО

Вопрос: Мы ремесленники. На некоторое сырье повышаются цены. Например то что покупали за 10, в следующий раз может подорожать до 20. Приходится тот же самый товар покупать уже по 20. На складе есть остатки того же товара которую закупали по 10. Можем ли изделие которое раньше продавали по 15, отдавать по 25? 

Ответ: В Исламе нет регулирования цен. Можно продать за 100 то что купили за 10. Купив товар по 10, нельзя обманывать клиента словами: ''Сами купили по 20 и добавили только 5''. Но можно сказать что купили по 10, продаем по 25, если возьмете оптом то отдаем по 20. В книгах ученых говорится: «Если на купленный дешево товар цена подорожала, то нужно называть цену по которой закупили». (Саадати Абадийа)

Другие статьи в этом разделе

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВОРОВАННЫЙ ТОВАР

Вопрос: Продают товар по низкой цене. Есть вероятность что оно ворованное. Можно ли покупать?

Ответ: По предположению не действуют. Покупать можно.

Вопрос: Если товар продается по цене ниже рыночной, а продавец просит не говорить что покупали у него, то можно ли купить такой товар?

Ответ: Разрешается покупать товар пока точно не выяснится что ворованный.

ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА

Вопрос: Мне должен нуждающийся человек. Долг не отдает. Если не смогу возвратить долг, то будут ли считаться эти деньги милостыней? Как в нашей религий обстоит дело с прощением?

Ответ: Если ваш должник беден, то подарок будет считаться садака (милостыня). Простить долг - это большой саваб. В хадис шарифах сказано:

«В день когда неоткуда ждать помощи, кто пожелает встать под покровительство Аллаху тааля, пусть пр...


Москва

1445 год, 15 - Шаууаль.
2024 год, 24 - Апрель.
Имсак 1:38
Фаджр 2:11
Восход 4:52
Ишрак 6:01
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:43
Аср 17:46
Исфирар 19:10
Магриб 20:06
Иштибак 21:28
Иша’а 22:49
Иша’а-и Сани 23:23