1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПЛОХОГО ХАРАКТЕРА

ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПЛОХОГО ХАРАКТЕРА

Ильми ахляк (наука о нравственности), обучает тому как очистить рух и сердце от плохого характера и как приукрасить их хорошим нравом. Для этого, сначала нужно изучить рух, затем изучить плохие и хорошие виды характеров. Меняется ли характер? Есть разные мнения, но все их можно объединить в три пункта:

1 – Нрав человека не изменяется вообще. Потому что характер, это то что не может поменять силу человека.

2 – Есть два вида характера: Одна создана вместе с человеком и не меняется. Вторая, сноровка, повадки которые человек обретает позже. Его называют привычкой. Этот характер может меняться.

3 – Вся нравственность обретается позже и может подвергнуться изменению.

К такому мнению склонны большинство исламских ученых. Религии пророков, основаны на правильности этих слов. Методы воспитания ученых и праведников берут свою основу от света этих слов.

К какому нраву более предрасположен человек? Это вопрос на который нет точного ответа. По словам большинства ученых, человек рождается предрасположенным к добру и развитию. Позже, из-за низменных желаний нафса, не изучению хорошего характера, подружившись с плохими людьми, обретается плохой характер. В хадиси шарифе сказано: «Каждый человек появляется на свет предрасположенным к мусульманству. Позже, родители делают из них христиан и иудеев.»   

Ни у кого характер не остается таким каким он был при рождений. Оно может меняться. Если бы не менялся нрав человека, религий принесенные пророками были бы ни к чему, от них не было бы пользы. А единодушные решения ученых ислама по воспитанию и наказанию были бы напрасны.

Вполне ясно, что нрав человека меняется. Может дойти до того что, какой-то из характеров показаться настолько устоявшимся, что может показаться особенностью руха. Поменять или избавиться от такого характера очень тяжело. Такой характер чаще встречается у невежд, плохих людей. Для того чтобы поменять, нужен риязат и муджахада. Невыполнение вредных и плохих желаний нафса называют Риязат. А совершение хороших и полезных дел которые не хочет делать нафс, называют Муджахада.

Невежды и глупцы, говоря что характер не меняется, не проводят против нафса муджахада. Если это так и принять, то каждый останется наедине со своими желаниями, виновные останутся без наказания, человечество пойдет ко дну.

Для этого, Аллаху тааля, проявляя свое милосердие к людям, послал им пророков (алейхимуссалям), чтобы дать им воспитание, рассказать что есть плохо а что хорошо. Своего любимца Мухаммеда (алейхиссалям) выбрал самым старшим из них. Каждый мумин, должен работать над тем чтобы обрести его нравственность.

Другие статьи в этом разделе

СТАВИТЬ ПЕРЕД ФАКТОМ

Вопрос: Правильно ли заставлять человека совершить что-либо, поставив его перед фактом?

Ответ: Ставить человека перед фактом, значит не оставлять ему выбора и вынуждать его согласиться на предложенный вариант. Даже если человек, поставленный перед фактом, не согласен с положением дел, он все равно будет чувствовать себя обязанным  поступить так, как ему было предложено. А ставить перед ф...

ПРИНЯТИЕ ПРОЩЕНИЯ

Вопрос: Обязан ли я принять извинение, если считаю что оно неискреннее?

Ответ: Если искреннее, то думать что это не так, будет су-и зан [быть плохого мнения]. Су-и зан харам. Если человек пришел просить прощения за проступок, обещает больше не повторять, то если даже извинение неискреннее, его нужно принять.

Различают три вида извинения:


Москва

1447 год, 22 - Рабиуль-аууал.
2025 год, 14 - Сентябрь.
Имсак 3:22
Фаджр 3:47
Восход 5:49
Ишрак 6:56
Зауаль карахат 12:09
Зухр 12:41
Аср-и Аууаль 16:05
Аср 16:58
Исфирар 18:07
Магриб 19:01
Иштибак 20:11
Иша’а 21:08
Иша’а-и Сани 21:25