1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ПРО ПРИМЕТЫ В ИСЛАМЕ

ПРО ПРИМЕТЫ В ИСЛАМЕ

Вопрос: Соседи говорят мне: «Когда мы тебя видим, нам не везёт, дела не идут». Есть также те, кто считает вторник неудачным днём. Что Ислам говорит о поверьях и приметах?

Ответ:

Удача – это то, что приносит добро, благо и благополучие.

Неудача – это то, что считается приносящим вред и несчастье.

Примета – это толкование событий в негативном ключе.

Вера в то, что день, место или событие могут быть несчастливыми, присутствует в иудаизме. В христианстве, например, существует поверье, что число 13 приносит несчастье. В нашей религии нет понятия о несчастливых днях или приметах. Однако нет ничего запретного в том, чтобы сказать: «Этот дом или это дело стало для меня неудачным».

В хадисе сказано:

«В Исламе нет веры в дурные приметы». (Мактубат Имама Раббани 3/41)

«Не толкуй события к худшему – толкуй их к лучшему! Если кто-либо из вас увидит что-то неприятное для себя, что может привести к беде, пусть скажет: ʺО Аллах! Только Ты даёшь благо и отворачиваешь зло. Ля хауля уаля куввата илля билляхʺ». (Байхаки)

«Мягкость в обращении приносит добро, а резкость – неудачу». (Хараити)

«Наибольшее благо и наибольший вред исходят от языка». (Табарани)

«Плохой характер приносит несчастье». (Табарани)

В древности арабы перед путешествием выпускали птицу. Если она летела вправо, это считалось добрым знаком, и они продолжали путь. Если влево – знаком беды, и они отказывались от поездки. Пророк (алейхиссалям) запретил такие поверья и сказал:

«Не трогайте птиц, пусть остаются в своих гнёздах». (Имам Маварди)

Досточтимый Икрима передаёт:

Однажды, когда пролетела птица и издала звук, присутствующие начали гадать, к добру или к худу это. Тогда Ибн Аббас (радиаллаху анх) сказал:

«Это не является признаком ни хорошего, ни плохого».

Однако нет запрета истолковывать произошедшее в позитивном ключе, поскольку сам Пророк (алейхиссалям) всегда объяснял увиденное к лучшему и никогда не придавал значения дурным приметам. (И. Ахмад)

МЕСЯЦ САФАР И НЕУДАЧИ

Вопрос: Правда ли, что месяц Сафар является несчастливым, и в этот период происходят беды и несчастья? Какие ещё месяцы или дни считаются неудачными?

Ответ: Это не так. В нашей религии нет понятия несчастливого дня или месяца. В «Мактубате» Имама Раббани говорится:

«Несчастливые дни закончились с приходом милости для миров – Мухаммеда (алейхиссалям). Несчастливые дни существовали у прежних народов. В одном хадисе сказано:

«Дни принадлежат Аллаху тааля, и рабы принадлежат Аллаху тааля». (1/256).

То есть, Аллаху тааля не создавал ни людей, ни дни, ни месяцы несчастными или неудачными. Если человек не следует велениям Ислама и совершает дурные поступки, он становится несчастным. Если он делает что-то плохое в определённые дни, эти дни кажутся ему несчастливыми.

СРЕДА НЕУДАЧНЫЙ ДЕНЬ

Вопрос: Некоторые считают определённые дни несчастливыми. Например, говорят, что пророк Айюб (алейхиссалям) пострадал в среду, поэтому в этот день нельзя делать кровопускание, посещать больных и стричь ногти. Является ли среда несчастливым днём?

Ответ: Считать какую-либо вещь или день несчастливым – это представление, характерное для иудаизма. В христианстве также есть подобные поверья, например, некоторые христиане считают число 13 несчастливым.

В Исламе нет ни несчастливых дней, ни веры в приметы. Имам Газали сказал:

«Вера в приметы – от шайтана».

Досточтимый Икрима (радиаллаху анх) передаёт:

«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) всегда толковал увиденное в положительном ключе и ничего не считал несчастливым» (И. Ахмад).

Имам Раббани (рахимахуллах) сказал:

«Несчастливые дни закончились с приходом милости для миров – Мухаммеда (салляллаху алейхи ва саллям). Они существовали у прежних народов. Ни один день не имеет преимуществ перед другими сам по себе. Пятница, Рамазан и другие благословенные дни считаются особенными, потому что ислам придал им значимость».

В книге «Рухуль-Баян» в тафсире 37-го аята суры «Тауба» говорится:

«С приходом Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) для верующих не осталось несчастных дней».

В переводе трёх хадисов сказано:

«В Исламе нет примет» (Мактубат Имама Раббани 3/41).

«Тот, кто верит в приметы, не из нас» (Баззар, Хадика).

«Тот, кто отказался от дела из-за примет, совершил ширк» (И. Ахмад).

Священные и запретные дни

В Исламе есть благословенные дни и ночи. Однако считать эти дни священными, а другие несчастливыми – заблуждение.

Совершать хаджамат (кровопускание) в среду и субботу – макрух. В одном из риваятов также сказано, что кровопускание в пятницу – макрух. Однако это не делает сами дни неблагоприятными.

Соблюдать пост в субботу – макрух, а в другом риваяте сказано, что макрухом является также пост в пятницу. Но это не означает, что остальные дни несчастливы.

Пост в праздничные дни – харам, но это не делает их несчастными.

Аллаху тааля не создавал несчастливых дней и месяцев. Всё, что Он создал, имеет свою мудрость.

Обычаи и суеверия

Во времена досточтимого Ибн Абидина (рахимахуллах) существовал обычай не посещать больных в понедельник, среду и субботу. Он отмечал, что следовать такому обычаю необязательно. Однако его слова не означают, что эти дни являются несчастливыми.

Делать что-то вопреки сложившимся обычаям может вызвать ненужную критику. Например, если в каком-то месте люди считают, что рыба из определённого водоёма несъедобна, то до тех пор, пока не будет медицинского опровержения, лучше её не есть.

В двух хадисах говорится:

«Человек не избавится от трёх вещей: плохих примет, дурных мыслей и зависти. Если возникло плохое предчувствие, не действуйте в соответствии с ним. Если считаете что-то несчастливым, поступайте наоборот, уповая на Аллаха. Если испытываете зависть, не причиняйте никому вреда!» (Байхаки).

«Тот, кто счёл что-либо несчастливым, пусть не придаёт этому значения и не отказывается от своего дела!» (Табарани).

УДАЧА И НЕУДАЧА

Вопрос: Если в дом залетела летучая мышь это к неудаче? Можно ли сказать: «Это дело оказалось для меня удачным или неудачным?»

Ответ: Нельзя утверждать, что что-либо само по себе несчастливое, но можно сказать, что оно оказалось для нас неудачным. Например, говорить: «Число 13 – несчастливое» или «Черная кошка приносит беду» – недопустимо. Однако допустимо сказать: «Этот переезд оказался для меня неудачным».

В одном хадисе сказано:

«Не толкуй случившееся к худшему, а воспринимай его как доброе знамение». (Байхаки)

При этом следует избегать опасных ситуаций и сомнительных мест – это обязательно. Нужно принимать меры предосторожности, чтобы не заболеть, и не верить гадальщикам и предсказателям. Нельзя обращаться к ним за сведениями о сокрытом и думать, что они знают местонахождение пропавших вещей.

В начале книги «Шарх-и Акаид» говорится:

«Человек может познавать существование чего-либо через органы чувств, из надежного источника или понимая умом.

• Органы чувств – это пять известных чувств человека.

• Достоверные сообщения делятся на два вида:

1. Таватур – сведения, переданные множеством надежных людей на протяжении поколений.

2. Откровения пророков.

• Познание разумом также бывает двух видов:

1. Очевидное знание (бадихи) – то, что ясно само по себе, без необходимости размышлять. Например, то, что целое больше своей части.

2. Выведенное знание (истидляли) – то, что становится понятным только после размышления и анализа, например, математические расчеты.

• Наконец, есть знания, полученные через личный опыт (таджруби), когда органы чувств и разум вместе подтверждают что-либо».

Таким образом, согласно исламу, все, что не поддается расчету, опыту или достоверным сведениям, называется гайб (сокрытое). Только Аллаху тааля и те, кому Он пожелает открыть знания о сокрытом, обладают этим знанием.

Другие статьи в этом разделе

ТРАУР В ИСЛАМЕ

Вопрос: Есть ли мера соблюдения траура?

Ответ: Ислам не является религией соблюдения ежегодного траура по покойнику.  Нет такого аята или хадиса, который говорил бы об этом. Наоборот, на это наложен запрет. Является харамом, десятого числа месяца Мухаррам бить и истязать себя, выпуская на себе кровь, приурочивая это к гибели внука пророка - Хусейна. Соблюдение ежегодного траура в честь печал...

РИЯ (2)

Чтобы не стать причиной совершения греха остальными, будет лучше отвергнуть мубахи. Но не разрешается отвергать суннаты или же мустахабы. Например нельзя отвергать пользование мисваком, ношение чалмы и ходить с открытой головой, перестать ездить верхом на осле из-за того что люди будут делать гайбат. Мисвак веточка дерева мисвак (эрак), может быть из веточки оливкового или тутового дерева. Толщина должна быть с палец, длина в одну пядь. Женщинам разрешено пользоваться жева...


Москва

1447 год, 27 - Рабиуль-аууал.
2025 год, 19 - Сентябрь.
Имсак 3:36
Фаджр 4:00
Восход 5:59
Ишрак 7:06
Зауаль карахат 12:08
Зухр 12:39
Аср-и Аууаль 15:56
Аср 16:47
Исфирар 17:54
Магриб 18:48
Иштибак 19:57
Иша’а 20:52
Иша’а-и Сани 21:09