1. Главная >
  2. Торговые взаимоотношения >
  3. ДЕНЬГИ В ДОЛГ

ДЕНЬГИ В ДОЛГ

Вопрос: В каких случаях можно просить взаймы?

Ответ: В трех случаях можно просить деньги в долг:

1- Для покупки нафака. Необходимые продукты, одежда тоже входят в нафака.

2 – Для покупки, аренды жилья, одежды укрывающей от холода или лечения и подобных нужд.

3 – Для покупки одежды чтобы выглядеть подобающим образом, соответствовать статусу и обычаям.

Взаймы дают только для таких случаев. Деньги не дают в долг злодеям, тем у кого нет нужды, тем кто тратит на ненужное и запретное. Нельзя дать в долг таким образом, чтобы самому оказаться в затрудненном положений. (Саадати Абадийа)

Кроме этих трех случаев, просить взаймы не разрешается. Например, неправильно брать в долг на покупку торта, дорогих напитков, брендовой одежды, на покупку вещей только потому что сосед имеет такую же. Вкратце, если человек не имеет высокого положения, то не нужно влезать в долги для покупки дорогих продуктов, напитков и одежды.

Долг дается тому, у кого есть в них необходимость. Не занимают деньги тому, кто тратит свои сбережения на ненужное и харам. Нельзя ставить себя в трудную ситуацию одолжив свои деньги. Тому, кто не обладает нисабом, нельзя просить в долг для совершения курбана.

Тому кто берет в долг с намерением возвратить, помогает Аллаху тааля, а тому кто одолжил дается много савабов.

В хадиси шарифах сказано:

«За садака дается 10 савабов, а если дал в долг дается 18 савабов». (Табарани)

«Если дали в долг ради Аллаха, то за каждый день дается саваб за садака. Тому кто не требует от бедняка быстрого  возврата долга,  то за каждый день дается саваб за садака всего имущества». (Хаким)

Нужно быть очень осторожными и не влезать в долги! Досточтимый Лукман Хаким сказал ''Лучше носить на себе камни, чем долги''. Потому что долг, может довести человека до неверия. Наш пророк сказал:

«О мой Господь, прибегаю к тебе от неверия и долга». (Несаи)

«Не имеющий долги живет свободно». (Байхаки)

«Живя в спокойствии не вводите себя в страх взяв в долг». (Хаким)

«Избегайте долгов! Ночи с долгами проходят в переживаниях, дни в притеснениях». (Байхаки)

При первой же возможности нужно рассчитаться с  долгами! Долги и деньги, которые нужно отдавать в рассрочку за полученный товар, тоже нужно выплачивать вовремя! Отсрочивать долг, грех. Досточтимый Ибрахим Адхам сказал: ''Человеку с долгами не нужно есть пищу жирную и заправленную уксусом.'' Имеющему долги, даже не стоит давать садака пока не выплатит долг! В хадис шарифе сказано:

«У того кто сам или его дети находятся в стесненном положениии, или же у человека имеющего долги, садака не примется». (Бухари)

Нельзя давать в долг тому, кто в нем не нуждается, тратится на ненужное и харам! Тот, кто не может выплатить в оговоренный срок, должен  попросить отсрочки. Не отдавать долг имея возможность - это злодеяние, грех.  Человек, который имея возможность просрочит долг всего на час, уже становится злодеем. И совершая намаз и соблюдая пост, и находясь во сне, т.е. каждое мгновение будет под проклятиями. Быть богатым не значит иметь много денег. Не продавать имеющийся товар, это совершение греха.

«Взявший в долг не собираясь отдавать, в Судный День предстанет в качестве вора». (Ибн Маджа)

«Не расплатившемуся с долгами имея возможность каждый день будет записываться грех злодеяния». (Табарани)

«В Судный День, Аллаху тааля обратится к человеку не выплатившему долг: ''ты думал Я оставлю это просто так?'' и все его благие дела отдаст заемщику. Если у должника не окажется хорошего, то грехи заемщика лягут грузом должнику». (Табарани)

Если предоставить должнику отсрочку то можно заработать саваб. В хадиси шарифе сказано:

«Кто желает спастись от тяжести Судного Дня пусть дает отсрочку должнику!» (Табарани )

«Аллаху тааля, в Судный День спасет от страха и ужаса того кто обрадовал человека оказавшегося в трудном положений или же выплатит его долг». (Муслим)

«Кто хотел бы избавится от бед, достичь желаемого и спрятаться в тени Арша, пусть отсрочить долг бедняку который не может выплатить или же простит долг!» (Абдурраззак)

«В Судный День призовут к ответу мусульманина с большим количеством грехов. Он будет говорить "Нет у меня никакого добра. Я только лишь говорил своим подчиненным – не требуй возврата долга если должник беден, пусть возвращают когда смогут, если им нужно что-то то дай, не отпускай их с пустыми руками!" Аллаху тааля простит его и скажет: "О мой раб, сегодня ты нищий и нуждающийся. Также как ты переживал в земной жизни за Моих рабов, также и Мы в этот день благожелательны к тебе"». (Бухари)

Вопрос: Можно ли избежать харама, назначив при этом день возврата?

Ответ: Исмаил бин Осман, в толкований к ''Рисаля Бай ва Шира'' на 59 странице, говорит: ''Назначать время возврата долга - продажа товара в кредит. Это деньги под проценты, большой грех.''

Для небольших денег это может быть и не важно, но для значительных сумм возможно день возврата назначить. Чтобы стала известна дата платежа в течение года, в ''Саадати Абадийа'' говорится:

1 – От заемщика требуют предоставить поручителя. У поручителя берут долговую расписку, где оговаривается срок возврата. Должник возвращает к договоренному сроку.

2 – Должник предоставляет человека который ему должен. Если известен срок возврата должника заемщику, то к этому сроку и возвращает. Если оговоренного срока нет, то тот кто предоставляет долг, договаривается о сроке возврата.

3 – Или же продает заемщику в кредит что-нибудь дешевое за сумму долга. Обговаривают с заемщиком срок возвращения кредита. Затем забирает обратно этот товар за те же деньги. В ''Хадика'' говорится «Просящему в долг, можно продать один лист бумаги за тысячу.»

4 – В книге ''Ашбах'' пишется ''При даче в долг, назначить срок возврата можно последовав мазхабу Малики.''

В книге ''Мизан'' говорится: ''В мазхабе Малики, предоставленное в долг невозможно потребовать до или после обговоренного срока. Необходимо просить в назначенный срок.'' Но последовать другому мазхабу возможно только в затруднительной ситуации. Необходимо чтобы были выполнены все условия вопроса следуемого мазхаба.

5 – В ''Ибн Абидин'' говорится «Если человека попросить ''стань моим поручителем'' и он согласится, то этот поручитель может сказать ''вернешь к такому то сроку''. Но если скажет ''оплати мой долг такому-то'' и поручитель согласится и выплатит долг, то должнику не разрешается выплатить этот долг в назначенный срок. Потому что он выплатил долг за должника и теперь должник стал должен ему. Не разрешается выплата долга к какой-то оговоренной дате.»

[Между хорошими знакомыми есть еще более удобный способ. Если будет сказано ''если в такой-то день подаришь мне такую же сумму, то подарю эту же сумму тебе.'' И если он примет, то деньги будут считаться данными в долг.]

Вопрос: Помогая, давая в долг, лучше предпочесть родственника?

Ответ: За любую помощь оказанную людям, долг или садака есть огромное количество саваба. Как-то к Расулулаху обратилась женщина: «Если буду содержать своего бедного мужа, зачтется ли это как садака? На что пророк ответил ''За это есть два саваба. Одно это садака а второе сыла-и рахим''». (Бухари)

По этому поводу приведем следующие хадисы:

«Садака преподнесенное родственнику который прервал отношения более добродетельный». (Табарани)

«Тратьте деньги в первую очередь на свои нужды, если есть излишки расходуйте на нужды семьи! И если после этого есть излишки, помогайте родственникам!» (Муслим)

«Тот кто имея возможность не помог двоюродному брату по отцовской линий когда он попросил об этом, в Судный День останется без добродетели Аллаха». (Табарани)

«Одолживший мусульманину получит в два раза больше саваба». (Ибн Маджа)

Вопрос: Если долг был взят золотом то можно ли вернуть деньгами или другим товаром?

Ответ: Если заемщик не против то можно возвратить каким угодно товаром.

Вопрос: Можно ли взятые в долг деньги одолжить другому?

Ответ: Можно.

Вопрос: Могу ли попросить оставить залог за предоставление долга?

Ответ: Можно.

Вопрос: Можно ли брать в долг у человека который зарабатывает харамом?

Ответ: Можно брать в долг если больше половины зарабатываемых средств является халялем.

Вопрос: Если предоставили заем в долларах, то можем ли после девальваций или инфляций требовать возврата в долларах?

Ответ: Да, разрешено.

Вопрос: Нас 10 человек которые отдают деньги на хранение одному человеку. Он записывает кто сколько взял денег. Хранит деньги в одной кассе. Мы также ему дали право использовать деньги. Это стало кассой взаимопомощи. Можем ли с этой кассы брать деньги в долг.

Ответ: Да.

Вопрос: Дал одному товарищу в долг деньги которые хранились в конверте. Он взял не посчитав. Позже пересчитал дома и сказал что не хватает. Как нам быть?

Ответ: Когда дают или берут деньги, пересчитать деньги является сунной. Вы оба говорите ''Если вру, то пусть проклянет Аллах'' и пересчитываете вместе. Принимаете то, сколько вышло при пересчете.

Вопрос: Давая деньги в долг сумма которой составляет грамм золота, можно ли сказать: ''вернешь один грамм золота''?

Ответ: Разрешено, по мнению Имама Абу Юсуфа.

Вопрос: Отдавая в долг сделал намерение что дарю. Когда мне вернули долг, то взял. Это разрешено?

Ответ: Да. Подарок не делается только лишь намерением. Подарок нужно вручить и тогда оно становится имуществом того кто взял.

Вопрос: Если продаем знакомому в кредит или даем в долг надежному человеку или знакомому то нужно ли писать расписку?

Ответ: Написать расписку или привести двух свидетелей является сунной. Некоторые ученые сказали что это уаджиб. Потому что в Священном Коране говорится:

 «О верующие, если вы делаете заем на определенный срок, то делайте это письменно. Приведите двух свидетелей. Не пренебрегайте положить письменно долг, малый или большой с обозначением срока. Этот способ справедливее перед Богом, удобнее для свидетельства способнее отстранить всякое сомнение.» (Бакара 282)

Долговая расписка не является недоверием. Может забыть должник, может забыть заемщик. Расписка или двое свидетелей по нормам Ислама, это принятие должных мер.

Взяв в долг небольшую сумму, будет хорошо если на листочке сделать расписку ''у такого то взял такую-то сумму'' и дать ее заемщику или же привести двух свидетелей. (Радд-уль мухтар)

ВЫПЛАТА В РАССРОЧКУ

Вопрос: Можно ли отдать долг частями?

Ответ: Нет, так поступать не разрешается. Долг, не то же самое что торговля.  При торговле назначают срок выплаты, то какими суммами будут выплачиваться деньги и в какие даты будет производится оплата. Тот кто взял в долг, должен выплатить при первой же возможности. Если нет возможности собрать всю сумму, то отдаст когда соберет деньги.

Давая в долг или после того как одолжили, делать рассрочку выплаты, по Ханафи не разрешается. Если необходимо то можно действовать по мазхабу Малики.

ДАВАЯ ДОЛГ

Вопрос: Может ли должник, рассчитываясь с долгом, подарить что-нибудь своему заемщику или дать деньги?

Ответ: Да, может дать какой-нибудь подарок. Если брал 10 тысяч, то может возвратить 15 тысяч со словами что 5 тысяч это подарок.

Выставить условие при даче займа будут процентами, это харам. Дать больше полученного долга без всяких предварительных условий разрешено. (Саадати Абадийа)

Вопрос: Деньги полученные в долг или полученный подарок может быть отдан другому?

Ответ: Да можно отдать. Подарок, можно отдать как садака или продать.

СЛЕДОВАНИЕ МАЗХАБУ ПРИ ЗАЙМЕ

Вопрос: Можно ли следовать другому мазхабу в других вопросах кроме гусля, омовения, намаза?

Ответ: В Ханафи, назначать срок возврата при даче в долг денег, будет файзом (дача в рост). В Малики это разрешено.

В книге ''Ашбах'' сказано:

''Выдавая долг назначить срок выплаты можно последовав мазхабу Малики. В мазхабе Малики, давая в долг, необходимо назначить срок возвращения.'' В ''Мизан-уль-кубра'' говорится:

''В мазхабе Малики, что-либо данное в долг и стоимость не может требовать до или после назначенного срока. Просить нужно в назначенное время.'' Но последовать другому мазхабу можно только в безвыходных ситуациях. Нужно изучить и учесть все условия того мазхаба которому собираются следовать.

Другие статьи в этом разделе

ИКРАХ – угрожать, запугивать верующего является большим грехом

Вопрос: Что означает угрожать и запугивать верующего и неверующего подданного? Разрешается ли заставить человека под угрозой сделать что-либо против его воли?

Ответ: Угрожать и пугать верующего и неверующего подданного большой грех.

Ибн Абидин (рахметуллахи тааля алейх), в пятом томе и в «Дюрар-уль-хуккам» в 949 разделе говорит, что Икрах

ОХОТА В ИСЛАМЕ

Вопрос: Каково место охоты в Исламе?

Ответ: Аллаху тааля, создал многообразный животный мир. Люди охотятся на перепелов, зайцев и ловят рыбу для мяса; на куницу, барсука и лису, чтобы получить ценный мех;  на оленей и подобных животных для получения шкуры, чтобы после обработки получить кожу; на такое животное как газель, для получения мускуса, есть так же животные, от которых можно получить лекарственные средс...


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56