ИМАМ БУХАРИ

Великий ученый мухаддис составитель самой ценной книги после Священного Корана, сборника хадисов «Сахих-и Бухари». Его имя Мухаммед бин Исмаил, известен под псевдонимом Абу Абдуллах. Занимал высокое положение в науке ильм-и хадис и знал на память 300 тысяч хадисов со всеми передатчиками, и поэтому его зовут Имам, а так как он из Бухары, то прозвали Бухари и поэтому он стал известен миру под именем Имам-и Бухари. Родился в 810 (194 х.) в Бухаре, скончался в 870 (256 х.) в Самарканде в местечке Хартанк.

Оставшийся без отца в детском возрасте, первое образование начал получать в Бухаре. Его мать благородная женщина, приложила очень много усилий в деле воспитания его и брата. Юный имам начиная с десяти лет, брал уроки у ученых по хадисам. К пятнадцати годам знал на память семьдесят тысяч хадисов.

За короткое время настолько сильно развил уровень своих знаний что мог рассуждать предмет со своими преподавателями на одном уровне. Дошло до того что его учитель Дахили, недостатки в передаче некоторых хадисов закончил с его помощью. В шестнадцать лет выучил книги Абдуллах бин Мубарака и Ваки бин Джарраха. В науке фикх изучил все что рекомендовано муджтахидами. После, отправился в хадж вместе с матерью и братом. Выполнив все обязательные предписания хаджа, мать и брат отправились на родину, а он остался в Мекке, где начал сбор хадисов. В восемнадцать лет начал собирать фетвы сахабов и табиинов. У Абдуллаха бин Зубайр бин аль-Хамиди изучил фикх мазхаба Шафии. В это же время, отправился в Медину где посетил могилу нашего пророка. Сидя ночами у могилы пророка написал книгу «Тарих-уль-Кабир». Кроме Мекки и Медины,объездил такие центры знаний как Багдад, Басра, Куф, Каир, Нишабур, Балх, Мерв, Аскалан, Дамаск, Хумс, Рей и Кайсарийа, виделся с учеными по хадисам, изучив хадисы у более тысячи ученых по хадисам и другим наукам. 

Имам-и Бухари, обладатель острого ума и хорошей памяти, тут же запоминал услышанный единожды хадис. Те кто слушали хадис вместе с ним вынуждены были записывать, в то время когда ему этого не требовалось. Он вырос как ученый при содействий таких учителей как Мухаммед бин Селам аль-Бикенди, Ибрахим бин аль-Ашас, Абу Асым аш-Шайбани, Абудррахман бин Мухаммед бин Хаммад, Халид бин Махлед, Абу Наср-иль-Фарадиси, Абдуан бин Осман аль-Марвази, Али бин аль-Мадини, Ахмед бин Ханбал, Яхья бин Маин, Исхак бин Рахавейх, Сулейман бин Харб, Абдуллах бин Зубайр аль-Хамиди.

Досточтимый Имам Бухари закончив обучение, преподавал хадисы и други науки в самых известных центрах наук от Египта до Мавараннахра. На его уроках присутствовали тысячи слушателей. Лично его уроки по хадисам слушали более 70 тысяч учеников. Среди них были такие именитые ученые по хадисам как Тирмизи, Насаи, Абу Зура и Абу Бакр бин Хузайма, Ибни Абу Давуд, Мухаммед бин Наср-уль-Марвази, Муслим бин Хаджадж, Ибни Абиддуния.

Воспитав тысячи учеников приехал в Нишабур, а оттуда возвратился в Бухару. Оставаясь какое-то время в Бухаре, занимался преподаванием хадисов и других наук. По одним риваятам, правитель Бухары пожелал для своих детей отдельных уроков куда не пускали бы чужих детей. На такое имам Бухари ответил; – Я не стану обучать хадису отдельную группу людей отвергнув при этом других. Это испортило отношение между ним и правителем. Ему пришлось покинуть Бухару. Он помолился Всевышнему Аллаху где пожаловался на правителя. Его дуа было принято и не прошло и месяца как правитель был снят с должности и оказался в зиндане.

В это время Имам пригласили самаркандцы. По пути в Cамарканд он узнал что есть среди горожан такие кто не хотели бы его видеть в городе и он остался в селений Хартанк. Он хотел узнать почему так происходит. Его расстроило подобное состояние людей. После тахаджуд намаза, он с распростертыми руками взмолился: ''О мой Господь! Необьятная земля для меня оказалась мала. Забери меня к себе.'' В этом месяце он заболел и скончался 870 году в ночь праздника Рамазан байрам в 72-х километрах от Самарканда в селений Хартанк. Его могила находится там же. 

Досточтимый Имам Бухари был человеком очень щедрым и всем окружающим сделал очень много доброго. Раздавал бедным большое количество милостыни, покрывал из своего кармана все нужды своих учеников. Кроме праздничных дней, проводил весь год в посте. Избегал запретного и сомнительного, сильно боялся гайбата. Он говорил: ''Я хочу чтобы при встрече со своим Господом я никак не был замешан в гайбате и никто не искал бы меня по этому поводу.'' Спал в начале ночи, затем вставал и проводил остаток ночи в занятиях наукой и поклонениях. Раз в три дня совершал хатм Корана.

Имам Бухари является предводителем науки хадис и ученых хадисоведов, выучил на память сотни тысяч хадисов. Хадисы знал с именами всех передатчиков. Тщательно проверял каждого передатчика, при обнаружений среди передатчиков того кто не следовал приказам, не обращал внимания на адабы, в нравственности которого были недостатки, то информацию от такого человека не использовал. Вместе с выученным текстом хадиса, он также помнил наизусть имена всех передатчиков, их прозвища, дату рождения и смерти, их нравственность, какую они прожили жизнь, от кого получили хадис, в свою очередь у кого этот хадис взяли эти передатчики.

ТРУДЫ ВЕЛИКОГО ИМАМА:  

1) Джами-ус-Сахих:

Самый большой и самый знаменитый труд великого имама. Известен под именем Сахих-и Бухари. По единогласному мнению ученых Ислама: Самая достоверная книга после Священного Корана, это Сахих-и Бухари''. Имам-и бухари написал этот труд в Масджид-и Хараме. Перед записью очередного хадиса, совершал истихара намаз. Совершив полное омовение, стоя за Макамом в Каабе, совершал два раката намаза, и записывал хадис после выполнения этих процедур в ходе которой не оставалось сомнения в достоверности хадис-и шарифа. Запись этой книги с черновика на чистовик было сделано в Лучезарной Медине, между могилой пророка и Равда-и Мутаххара. Как происходило написание этой книги он рассказывает так: ''Перед записью хадис-и шарифа в Джами-ус-Сахих, сначала совершал полное омовение, затем прочитывал два раката намаза, делая истихара. После этого записывал хадис в книгу. Не записывал хадис пока не проделаю эту процедуру. Эту книгу закончил за 16 лет.''

Сахих Бухари который стоит во главе сборников достоверных хадисов под названием Кутуб-и Ситта, получил распространение от рукописи Али аль-Юнуни. Оригинал этой рукописи хранится в Каире, в библиотеке медресе Акбога. К Сахих Бухари были написаны несколько книг комментариев и изданий. В 1894 году в Каире по приказу Султана Абдулхамида II было выпущено двухтомное издание этой книги, в красивом перплете, украшенная золотой печатью Султана. Это издание было напечатано в городе Булак [Египет] в типографий Амирийа. Зайнуддин Ахмед Забиди, объединив согласованные риваяты, сократил название книги до «Бухар-и Шариф Таджрид-и Сарих».

 

2) Тарих-уль-Кабир

3) Тарих-уль-Авсат

4) Тарих-ус-Сагир [В эти три труда вошли жизнеописания рави (передатчиков) и их место в науке хадис.]

5) Китаб-у Дуафа-ис-Сагира [Книга о слабых передачиках хадисов]

6) Ат-Тарих фи марифати руват-уль-хадис

7) Ат-таварих-уль-ансаб

8) Китаб-уль-куна

9) Аль-адаб-уль-муфрад [труд в который вошли хадисы о нравственности]

10) Раф'уль-йадайан фиссалати

11) Китаб-уль-Кираати Халф-аль-Имам

12) Хальк-уль-Афаль-иль-ибади вар-радду аляль Джахмия

13) Аль-Акыда йахут ат-Тавхид [О науке Калям]

14) Аль-Джами-уль-Кабир

15) Ат-тафсир-уль—Кабир

16) Китаб-уль-мабсуд

17) Асма-ус-сахаба