1. Главная >
  2. Часто задаваемые вопросы >
  3. ЧТО ТАКОЕ НАФС

ЧТО ТАКОЕ НАФС

Вопрос: Расскажите о кальбе, сердце, душе, нафсе?

Ответ: Когда говорят кальб, то не имеется в виду орган в левой части груди. Там расположено сердце. Сердце есть и у животных. Кальб - это энергия, сила которая обитает в сердце. Он невидим. Вроде электричества которое движется по электрической лампочке. Мы его называем душа. Если электролампа это сердце, то свет от нее это кальб, которую так же называют душой.  

Душа есть у людей, ее нет у животных. Все органы человека подчинены кальбу. Вся информация которую обнаруживают органы чувств, собираются в кальбе. Вера, любовь, страх, все это от исходит от кальба. Верует, т.е. принимает веру, а также не верит, не принимает веру тоже кальб. Тот чья душа чистая, становится последователем Ислама. Человек с плохой душой  будет избегать веры. В душе также располагаются хороший или плохой характер. Аллаху тааля послал пророков для очищения сердец. Человек с чистым сердцем, добр ко всем. Проживает спокойную и благополучную жизнь. А в Ахирате удостоится бесконечного, вечного счастья.

По отношению к смелому или доброму человеку применяют такие обороты как храброе сердце, человек с бесстрашным сердцем, большое сердце, доброе сердце, большая, добрая, широкая душа. По отношению к трусливому или плохому человеку говорят, нет сердца, бессердечный. Также говорят например «сердечник», про человека с больным сердцем. Говорят, не лежит сердце, не лежит душа, что означает примерно как, нет настроения, нет расположенности. Подобное появляется тогда, когда переводят арабские слова на другие языки, или с любого другого языка на другие языки.

Слово нафс, имеет в более 20-ти значений. Рух, душа, кровь, я, нутро, сердце и многое другое. Но больше всего есть два значения: Первое, сама вещь, сам человек. Например в Священном Коране сказано: «Каждый нафс испробует смерть».

Второе значение применяется для обозначения источника не следующего предписаниям религии. Этот нафс и есть враг Аллаху тааля. Например в хадисе кудси (слова Аллаху тааля) сказано: «Будь врагом своему нафсу, потому что он мой враг».

Вопрос: В чем суть нафса?

Ответ: Аллаху тааля создал в человеке три вещи Акл (разум), Кальб (душа) и Нафс. Они все невидимые. Понять их можем по их действиям, совершенным деяниям и как об этом сообщено в Исламе. Акль и нафс в мозгу, а кальб в сердце. Все они не материальны, не занимают какое-либо место. Они как электричество в лампочке. Нафсы всех людей кроме нафсов пророков и авлия, очень плохие. Такого рода плохой нафс называют нафс-и аммара, т.е. нафс который ведет к плохому, вредному.     

Нафс - самый основной враг человека. После него, основные враги это плохой друг и шайтан. Плохой друг и шайтан могут подстрекать нафс, чтобы навредить человеку. Поэтому, нужно очищать нафс от распущенности, всего плохого. Потому что нафс неверующий и безостановочно восстает против Всевышнего Аллаха. 

Шайтан, если видит что человек не последовал его наущению перестает и начинает другое васваса. Ученые Ислама сравнили шайтана с собакой. Если прогнать собаку, то она убегает и нападет с другой стороны. А нафс-и аммара (невоспитанный нафс) похож на тигра, если напал то убьет. И наш нафс, не отпустит нас до самой смерти. И именно для этого нам нужно узнать что такое наш нафс и уметь защитить себя от его вреда которое он может нанести.

Известный ученый Имам Маварди сказал:

«Нам вменено в обязанность воспитание нафса. В хадис шарифе сказано: ′′Нафс – это самый сильный враг человека, после идут его же собственные дети′′. В Священном Коране сказано: «Нафс-и аммара приказывает только грехи и дурное′′». [Юсуф 53]

Тот, кто не занимается воспитанием нафса, следует его прихотям, слабый и глупый человек. В хадис шарифах сказано: «Истинный герой тот кто победил свой нафс», «Признак ума, преобладание над нафсом и управлять им, подготовка необходимого для загробной жизни. Следовать нафсу и при этом ждать от Всевышнего Аллаха милости и прощения признак глупости». Мать всех мусульман Аиша (радиаллаху анха) спросила у пророка: «Как человек узнает своего Господа? Для этого надо узнать свой нафс» ответил пророк (саллаллаху алейхи уасаллям). (Адаб-уд-дуня)

Борьба с нафс-и аммара ведется двумя способами:

1 – Риязат.

2 – Муджахада.

Риязат – неисполнение прихотей нафса. Так как нафс глупый, то все его желания вредны для него же самого. Он все время желает харама. А МУДЖАХАДА, это совершать то, что не нравится нафсу. Наш нафс не желает чтобы мы совершали поклонения и хорошие, благие дела. Нафс очень тяжело переносит когда человек не грешит, совершают поклонения. Поэтому за невыполнение, воздерживание от грехов, дается большой саваб (вознаграждение).    

Нафс падок на мирские наслаждения и развлечения. Он не задумывается над тем хорошие они или плохие, вредны или полезны. Его прихоти противоречат нормам нашей религий. Его наполняют его силой совершение деянии противоречащие Исламу. Он возжелает исполнение того, что еще более запретно. Он обманывает кальб, описывая низкое и плохое чем-то хорошим. Чтобы получить свое наслаждение, подстрекает кальб на исполнение бесчестных поступков. Чтобы кальб не обманулся и не  пошел на поводу у нафса, нужно давать силу кальбу и истощить нафс.

Ум увеличивается и становится сильным путем изучения положении Ислама, а сила для кальба, т.е. его очищение, в следовании Исламу.

Для следования Исламу нужен Ихлас. Ихлас – совершать деяния, поклонения потому что так приказано Всевышним Аллахом. Ихлас появляется совершением зикра кальбом, т.е. многократным поминанием имени Аллаха.

Следование Исламу укрепляет кальб и вместе с ним ослабляет нафс. Поэтому, нафсу не нравится когда сердце (кальб) следует Исламу. Желает чтобы сердце было неверующим. Тот, кто не следует разуму а идет за нафсом, потому и является неверующим. Аллаху тааля не нуждается в поклонениях своих рабов и поэтому грехи совершаемые людьми, не наносят Ему какого-либо вреда. Аллаху тааля призывает своих рабов воспитывать нафс, бороться с ним и таким образом войти в Рай и для этого говорит следующее:

«Кто же боялся величия Господа и сдерживал страсти души своей, тому обителью будет рай». (Назият 40-41)

Тот кто следует всем нормам Ислама, получит все что пожелает. В Коране сказано: «Тем кто следует нафсу и ищет верную дорогу, покажем дорогу ведущую к счастью». (Анкабут 69, тафсир-и Азизи)

Великий ученый Имам Газали говорит:

Нужно бороться против нафса, который собрал в себе плохие качества человека. В хадис шарифе сказано: «Самый большой твой враг твой нафс обложивший тебя со всех сторон». Наш пророк (алейхиссалям) вернувшись с большого сражения сказал своим сахабам: «′′Мы вернулись из малого джихада и начнем большой джихад′′, тогда сахабы обратились к пророку: ′′О Расулаллах что такое большой джихад?′′, ′′Борьба с нафсом′′». ответил посланник Аллаха. (Дейлеми, Байхаки, Хатиб Багдади, Имам Газали, Имам Суюти)  

Нафс всегда нужно подавлять. В хадис шарифе сказано:

«Тот кто презирает нафс, возвеличивает Ислам, а тот кто возвеличивает нафс, презирает свою религию». (Абу Нуайм)

Вопрос: Сообщают в Раю не будет нафса. Но в 27-м аяте суры «Фаджр» говорится: «О душа! Ты находишься в спокойствии, возвратись к Господу твоему, довольная и угодная Ему; войди в число рабов Моих, войди в рай мой». Разве не сообщает что нафс войдет в Рай? И еще, почему Аллаху тааля говорит, мои рабы? Разве есть рабы у кого-то другого кроме Всевышнего Аллаха? Что означает довольный Аллахом нафс?

Ответ: У слова Нафс если несколько значении. Здесь применено в таком значений как рух, душа, человек. Не тот нафс который мы знаем. И поэтому верный смысл следующий:

«О нашедший успокоение рух, возвращайся к Господу который доволен тобой и ты доволен Им! Присоединяйся к Моим благочестивым рабам и входи в рай!» (Фаджр 27-30)

«… который доволен тобой и ты доволен Им» означает то что Аллаху тааля доволен тобой из-за твоей веры. Даст тебе настолько много райских благ что ты будешь доволен Всевышним Аллахом.

«… к моим рабам» некое выражение. Это как сказать про человека, ′′мой человек′′, ′′моя правая рука′′. Всевышний Аллах говорит шайтану: «Но тебе нет власти над рабами Моими». (Исра 65)

Люди и хорошие и плохие, все рабы Аллаха, но про благочестивых Аллаху тааля говорит: «Мой раб». Это означает, «Мой раб» это благочестивые люди – салихи. А про тех кто стал поклоняться деньгам, плохим, скверным желаниям, говорит: «Кто берет за бога страсти свои…». (Джасия 23)

Всевышний Аллах про них не говорит «Мой раб», они «взявшие за бога страсти свои…» рабы своих страстей. В то время как они созданы Аллахом, они взяли других себе в качестве божества, поклоняются им. Они не нафс-и мутмаинна (уверовавший нафс).

НАФС ЧЕЛОВЕКА НЕВЕРУЮЩИЙ

Вопрос: Про человека говорят: ′′Неблагодарный, падкий до денег, скупой, злодей, нафс неверующий и больная душа′′. Как в таком случае, будучи неблагодарным, с нафсом который не веруют и враждует с Аллахом, скупым и другими подобными плохими свойствами, человек должен найти верную дорогу и войти в Рай?

Ответ: Все перечисленное есть в Священном Коране. Человек таков как было сказано. Наш нафс был создан неверующим и врагом Аллаху тааля, который получает наслаждение от харамов. В одном из хадис шарифов сказано:

«Аллаху тааля сказал: ′′Будь врагом своему нафсу, потому что он Мой враг′′». (Мактубат Раббани)

«Нафс-и аммара конечно же приказывает плохое». (Юсуф 53)

Аллаху тааля создав нафса кафиром, также создал и разум. Ум это энергия которая определяет правильное от заблуждения, истину от лжи. Если сердце последует уму и таким образом нафс получит воспитание, то можно предотвратить вред нафса. Сердце которое не дает себя обмануть нафсу, не следует ему, это джихад-и акбар (большая война) против нафса. Аллаху тааля сообщил что даст высокие степени в Раю тем кто ведет борьбу. Наш нафс, тем самым становится причиной получения людьми саваба за джихад, становятся выше ангелов. Нафс можно сравнить с обоюдоострым ножом. Может и совершать грехи, может также вести борьбу. Также может стать лекарством содержащим яд. Можно излечиться если принимать по рецепту врача. Если увеличить дозу приема, то можно погибнуть. Ислам требует не убивать нафс а воспитывать, чтобы использовать его с выгодой для себя. Перевоспитанный нафс может предотвращать неприятности.

Имам Раббани говорит: Цель пребывания на пути тасаввуфа, обуздание нафса и очищение кальба, т.е. вылечить нафс и кальб (сердце). 10-й аят суры Бакара «В сердцах их недуг…» говорит нельзя обрести истинную веру не излечившись от болезни.

Все что над и под землей, все что на небе, создано для человека. Мы даже неспособны быть благодарными за воздух без которого нам не обойтись даже одного мгновения. Человек, несмотря на данные ему бесчисленные блага не благодарен Всевышнему Аллаху. В одном из аятов говорится:

«Если вы будете считать милости Божии, то не перечтете их. Но человек несправедлив и неблагодарен». (Ибрахим 34)

И еще во многих местах Священного Корана говорится о неблагодарности человека.

Человек упомянутый в 8-ом аяте суры «Адият», падкий на деньги и богатства. Вдобавок к этому еще и скуп. В 100-ом аяте суры «Исра» говорится, если человек дадут все блага милостей Аллаху тааля, то он проявит скупость. В 6-ом и 7-ом аятах суры «Аляк» говорится, как только у человека появляется все необходимое, он становится разнузданным.  

Нашему Создателю лучше известно какие мы есть. Выше были перечислены плохие качества человека. Всевышний Аллах который дал болезни, создал и средства против этой болезни. При следовании приказам и запретам, надежды на спасение становится больше. Одно только правильное совершение намаза может спасти человека от перечисленных плохих качеств. В аяте Корана говорится:

«… потому что молитва предохраняет от скверны и зла». (Анкебут 45)

Это означает, то что нужно сделать, это не следовать нафсу, избегать грехов и правильно совершать намаз.

Другие статьи в этом разделе

НЕ ТОТ ЩЕДР КТО ДАЕТ…

Характер, это привычка сердца и духа. Устоявшийся характер называют – Маляка. Преходящие, временные черты человека называют – Хал. Например: посмеяться, застесняться - это хал. Щедрость, смелость - это маляка. Когда говорят характер, то имеют ввиду маляка. Добро которое делают изредка, не относится к характеру. Если кто-то всегда делает добрые дела при этом заставляя себя, то нельзя сказать что он щедрый. Человека можно назвать щедрым если только...

ДУНИЯ МЕСТО ДЕЯНИЙ И ДОБЫЧИ

Вопрос: у меня много свободного времени, которую провожу за игрой в нарды или шахмат. Если выигрываю, то меня угощают чаем, если проигрываю, то угощаю я. Это правильно?

Ответ: человек послан в этот мир не для развлечения и игр. Этот мир место где он должен готовится к ахирату. Наш пророк сказал: «Дуния, место подготовки к ахирату». (Дейлеми)

Что здесь посеешь, то и пожнешь в Ахирате. Свободное время, э...


Москва

1446 год, 10 - Рабиульахир.
2024 год, 13 - Октябрь.
Имсак 4:31
Фаджр 4:54
Восход 6:46
Ишрак 7:56
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 15:10
Аср 15:52
Исфирар 16:49
Магриб 17:45
Иштибак 18:54
Иша’а 19:45
Иша’а-и Сани 19:59