1. Главная >
  2. Часто задаваемые вопросы >
  3. КОГО НАЗВАТЬ УМНЫМ

КОГО НАЗВАТЬ УМНЫМ

Вопрос: Можно ли назвать умным человека достигшего преклонного возраста, но который все еще носится за мирским?

Ответ: Дуния [мирское], это харамы и макрухи которые препятствуют обретению довольства Аллаху тааля.  Разумен тот, кто выполняет приказы и избегает запреты.

В хадис шарифах из книги «Рисаля Мунир» говорится: «Разумный не следует нафсу, совершает поклонения. Глупец выполняет прихоти нафса и после этого ждет от Аллаха милости».

«Тот у кого к сорокалетию хороших дел меньше плохих, пусть готовится к Аду!»

«Чтущий мирское вредит своему Ахирату, любящий Ахират вредит своему мирскому. Отдайте предпочтение вечному оставив скоротечное!»

«Также как огонь и вода не могут находиться в одном месте так и дуния и ахират не могут находиться в сердце мумина».

«Человек который не знает своего конца и последовал за мирским, похож на шелкопряда. Шелкопряд вьет себе гнездо не понимая чем закончится его жизнь. Когда он захочет выйти, не найдет выхода и умрет в своем гнезде и весь его труд достается другим».

«Умен тот кто уверовал в Аллаха, Его посланника и совершает поклонения».

Вопрос: Кого можно назвать умным?

Ответ: Каждый мусульманин верит в Рай и Ад. Умный, который хочет спастись от Ада и войти в Рай, должен быть готов к смерти. Потому что наш пророк (алейхиссалям) говорит: «Умный человек тот кто взвешивает свои дела и готовится к смерти». Подготовка к чему-либо происходит путем постоянного размышления о нем. А как необходимо размышлять, это возможно если рассматривать предмет напоминания, когда делают что может напомнить. В своем большинстве, людьми весьма беспечны по отношению к смерти, в этом они проявляют гафлят. В одном из аятов сказано: «Приближается время, когда люди дадут отчет свой, а они в беспечности удаляются». (Анбия 1)

Те кто заблуждаются обманувшись земным удовольствиям, живут и не думают о смерти. Им ненавистны напоминания о смерти. Посланник Аллаха сказал: «Аллаху тааля ненавидит того кто ненавидит смерть.» Всевышний Аллах говорит: «… смерть, которой вы так избегаете, застигнет вас, …». (Джума 8)

Тот кто избегает грехов выполняет все положенные поклонения и при этом не желает смерти, то у него нет ненависти к смерти. Потому что он стремится восполнять свои недостатки. Если возлюбленная сообщает тут же приехать, то человек моется, бреется, надевает новые одежды, покупает подарки для девушки и возмущается на опоздание девушки, это не говорит что он ее ненавидит. Т.е. его действия оправдывают его безразличие к смерти. Потому что он ведет подготовку к смерти. 

К досточтимому Абу Сулейману Дарани обратился некий благочестивый человек: «Я не люблю смерть. Потому что если совершу преступление по отношению к кому-либо, то постесняюсь посмотреть ему в глаза. Я не захочу с ним видеться. А как мне предстать перед Всевышним Аллахом имея за плечами очень много грехов, еще не избавившись от них?»

А арифы [авлия], не перестают думать о смерти. Потому что они всегда готовы к смерти. Кроме этого, они знают что, с наступлением смерти они встретятся с любимым. Смерть - это мост который соединит влюбленных. Не пройдя через этот мост невозможно встретиться с возлюбленным. Поэтому арифы любят смерть. В хадис шарифах сказано:

«Сердце человека часто думающего о смерти наполнено жизнью, и через смерть они проходят с легкостью». (Дейлеми)

«Сердце так же как и железо покрываются ржой. Очищение сердец происходит путем постоянного размышления о смерти и чтением Корана». (Байхаки)

«Частое поминание смерти, отталкивает человека от смерти, очищает от грехов». (Ибн Лал)

«Могила человека который избегал грехов думая о смерти, станет Райским садом. А могила же человека который забыл о смерти утонув в грехах станет одной из впадин Ада». (Суфьян Саври)

Досточтимый Мавляна Джалаладдин Руми обращался к Азраилу со словами «Поспеши ко мне, сейчас же возьми мою душу, побыстрей приведи меня к Господу моему». Да, разве влюбленный забудет день когда встретил свою любовь, разве он пожелает повторения этого мгновения? Он будет переживать что смерть запаздывает. Он отдаст все, лишь бы на одно мгновение раньше встретиться раньше. 

Досточтимый Хузайфа, находясь в смертном одре, обратился к Аллаху тааля с дуа: «Вот и приблизилась моя смерть, сожалеть теперь поздно. О Аллах, если жизнь для меня лучше то дай мне пожить, а если для меня лучше смерть, то сделй ее для меня удобной.» Подобным образом, тот кто отдает все в руки Всевышнего Аллаха, прося у него не смерти и не жизни а то что Ему угодно, проявляя тем самым довольство данным Аллахом судьбе, удостоится самой высокой степени.

Даже тот кто ухватился мертвой хваткой за мирские удовольствия, вспомнив о смерти начнет отдалять себя от грязных мирских дел. Со временем мир для него становится не таким уж милым и перестают доставлять прежнего удовольствия. Каждая вещь которая отторгает от бесполезных мирских дел, одна из причин спасения человека. Кто-то начал расхваливать при пророке одного человека. Пророк задал вопрос: «Он думал о смерти?» - Я не припомню чтобы он думал о смерти. «Нет достоинства у человека который не думает о смерти» сказал пророк (алейхиссалям). Значит ценность человека можно определить и потому упоминает ли он о смерти. А размышление о смерти, это подготовка к ней.

ЧЕМ ИЗМЕРЯЕТСЯ УМ

Вопрос: Человек сможет понять умен он или нет?

Ответ: Да, это возможно. Умным называют того кто знает, что ему может навредить. Также как думают о мирской выгоде, нужно думать и об ахиратской прибыли. Нельзя назвать разумным того кто думает о мирской жизни, которая скорее всего продлится не больше 100 лет и не думает о вечной жизни. Быть умным очень ценно. В трех хадис-и шарифах сказано:

«Для Всевышнего Аллаха самый ценный из вас тот кто умнее других». (Имам Газали)

«Если нет у человека ума, значит нет и веры». (Тирмизи)

«Разумный человек уверует». (Байхаки)

Значит умен тот кто уверовал, думает о своей вечности. В нескольких хадис шарифах сказано:

«Умен то кто верует в Аллаху тааля и пророка и исполняет поклонения». (Ибн Мухбар)

«Самый умный тот кто больше других боится Всевышнего Аллаха, кто самым лучшим способом следует Его приказам и запретам». (Ибн Мухбар)

«Уровень ума измеряется страхом перед Аллахом». (Имам Маварди)

«Умен тот кто отчитывает свой ум и готовится для загробной жизни». (Тирмизи)

«Все имеет свою опору. Опора верующего – разум. Человек совершает поклонения соизмеримое своему уму». (И. Газали)

«За милостыню сделанную людьми возвращается столько же сколько есть разума». (Абушшейх)

«Разумный человек не следует своим страстям, исполняет все свои поклонения, а глупый следует своим своим страстям, грешит а затем надеется на прощение». (Тирмизи)

По приведенным хадисам можем видеть что человек разумный тот кто обладает правильной верой и готовится к вечной жизни. А если так, мы должны держаться подальше от всего что лишает разума и стараться наполнить светом свой ум. В хадис шарифе говорится:

«Развивай свой ум. Пусть у тебя сформируется близость к своему Господу». (Ибн Мухбар)

Значит у человека который исполняет фарзы и избегает харамов, ума становится больше. Теряет разум тот кто совершает харамы. В одном хадис-и шарифе сказано:

«От человека совершившего грех уходит один разум и более не возвращается». (И. Газали)

Значит, для того чтобы быть умным надо совершать поклонения и держаться подальше от харамов. Чем больше поклонении, тем ярче сияет вера человека. С каждым совершенным грехом, этот свет тускнеет. А чем больше совершается грехов, тем большая вероятность того, что этот свет погаснет совсем. Приведем один хадис шариф:

«Совершение греха ведет человека к неверию». (Мактубат Масумийа 2\110)

Совершающий грех человек не становится неверным в сей же момент, но грехи со временем откладываясь, на сердце делают человека безразличным к совершению грехов, и это может сделать его неверующим. Поэтому, нужно остерегаться всех и больших и малых грехов.

Другие статьи в этом разделе

ИНТЕЛЛЕКТ И РАЗУМ

Интеллектуал, для того чтобы его размышления оказались верными, нуждается в некоторых принципах. А этими принципами управляет разум. 

Вопрос: Тех кто сделал открытие, изобрел что то новое, называют очень умным. Изобретения и открытия говорят о наличий ума или  интеллекта? И всегда ли интеллектуал может быть одновременно умным?  

Ответ: Нельзя путать разум и интеллект. Интеллект - способность находить связь между пр...

ЛЮБОВЬ И ПРИВЯЗАННОСТЬ

Вопрос: Можно ли по отношению к Всевышнему Аллаху и пророку говорить – любимый? Применятся ли по отношению к ним слово – любовь? Разве не применяют это слово только по отношению к людям?

Ответ: Любимый – тот кого любят. На самом деле надо любить только Всевышнего Аллаха и тех кого любит Он. Т.е. истинные любимые – они. Тоже самое и с любовью. Сильная любовь называется...


Москва

1446 год, 10 - Рабиульахир.
2024 год, 13 - Октябрь.
Имсак 4:31
Фаджр 4:54
Восход 6:46
Ишрак 7:56
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 15:10
Аср 15:52
Исфирар 16:49
Магриб 17:45
Иштибак 18:54
Иша’а 19:45
Иша’а-и Сани 19:59