ОБУЗДАТЬ СВОЙ ГНЕВ
Вопрос: Возмущаюсь по любому поводу. Возможно ли победить раздражительность?
Ответ: Гневаются все. В Исламе требуется победить, умерить свой гнев а не быть раздражительным. Тот кто выполняет повеления Ислама сможет победить свой гнев, обретет сабр. Ислам не требует выполнения невыполнимого. В хадис шарифе говорится:
«Аллаху тааля того даст терпение тому кто принуждает себя проявить терпение».
Сабр имеет отношение к иману. Наш пророк, спросил у некоторых своих сахабов, «В чем признак вашей веры? на что они отвечали, ′′мы признательны во время достатка, проявлением терпение при нехватке и спокойно воспринимаем предначертанную Всевышним Аллахом судьбу′′, на это пророк воскликнул клянусь, вы верующие». В другой раз на вопрос «Что такое иман, пророк ответил, это сабр». И добавил «сабр в имане, это как голова для тела. Также как не будет жить тело без головы, так и не будет имана без сабра». Если нет терпения, то это говорит о слабой вере. В хадисе кудси сказано: «Тот кто не доволен судьбой, не проявляет терпения при несчастьях, не проявляет свою признательность за блага, пусть ищет себе другое божество».
МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
• Сабр - животное которое не споткнется, канаат - сабля которая не погнется.
• Не хочешь огорчаться не пытайся обрести то, что заставит тебя сожалеть при потере.
• Нетерпение при бедствий больше чем сама беда.
• У мумина, который из-за независящих от него обстоятельств потерял зрение, слух или какой-либо другой орган, будут прощены грехи, а в Ахирете он получит высокие награды. В хадисе шарифе сказано: «Человек, один из органов которого имеет недостаток, становится умнее». Разумеется, недостаток ума хуже, чем физический недостаток.
• Досточтимый Мухаммед Масум говорит: Горести навалившиеся на человека предначертаны Аллахом. В таком случае нельзя обижаться. Нельзя останавливать поклонения и уметь проявлять терпения на горести и болезни. Нужно ждать от Аллаху тааля афиета [благополучия], ведь Он щедрейший! Не нужно ждать от созданий, нужно понимать что что происходит, от Всевышнего Аллаха! Чтобы поскорее избавиться от несчастий и бед нужно читать дуа и истигфары! Без Его одобрения и воли, никто никому не сможет навредить. Вместе с этим, прибегать к причинам, дорога пророков. А воздействие причин, нужно просить у Аллаху тааля! (том 1. письмо 72)
• Досточтимый Хизыр сказал: «Пусть люди видят тебя улыбающимся, не злись! Всегда делай хорошие дела, не делай плохого, пусть и самого ничтожного! Не ходи без дела, не смейся не к месту, не обвиняй никого сверх его недостатков, плачь над своими грехами!»
• Сабр и намаз средство от всех трудностей. В Священном Коране сказано: «Правоверные! Ищите помощи в терпении и молитве, потому что Бог не оставляет нетерпеливых». (Бакара 153)
Вопрос: Возмущаться и гневаться – грех?
Ответ: Нет человека который бы не разгневался, не вышел бы из себя. Этому подвержены все люди, кто-то меньше, кто-то больше. Гнев, все равно что нож. Для хорошего дела полезно а когда проявляется при плохих делах, вредно. Таковы все виды нрава имеющиеся в человеке. Вреден Ифрат (действие, совершаемое сверх меры) и Тафриты (недовершенные действия). Посланник Аллаха к пришедшему за наставлением человеку сказал: «Ля тагдаб!» - не гневайся, не выходи из себя! Он давал такой совет несколько раз: «Не гневайся, не выходи из себя!». (Бухари)
Гнев хуже высокомерия. По преданиям дошедшим до нас, Иса (алейхиссалям) говорил что гневатся хуже чем высокомерие. В хадис шарифе сказано: «Гнев разрушает веру». (Байхаки)
Гнев сверх меры, называют агрессией. Такой человек бывает вспыльчивым, вредит самому и окружающим, подобное состояние может привести к куфру. В хадис шарифе сказано: «Гадаб (гнев) разрушает веру». (Байхаки)
Строгость, гнев и жесткий характер в необходимых пределах, называется – Шаджаат [смелость]. Меньше этих пределов, называется джубн [трусость]. В хадисе шарифе сказано: «Избегайте ифрата (чрезмерного, сверх положенного, высокопарное) и тафрита (обратное ифрата)!», «Тот кто преступил меру, погиб», «Лучшими делами являются те, при совершении которых соблюдена мера (сбалансированное, где соблюдено равновесие)».
Шаджаат золотая середина. Гнев при состояний шаджаата положителен. Досточтимый Имам Шафии сказал: «Струсивший когда требовался шаджаат, походит на осла».
К врагам Ислама и мусульман, к тем кто упрекает Ислам и мусульман, требуется быть строгим. Но и себя нельзя ставить в опасное положение. Подвергать себя опасности будучи совсем один, отправляться без сопровождения – грех. Не разрешена трусость против врагов. Убегать из-за страха не изменит данную Аллахом судьбу. Трусливый человек не сможет показать жене и дочери свою твердость, не сможет защитить их. Позволит унизить себя и не станет противостоять злодеянию, промолчит увидев предателя.
В Священном Коране сказано: «.. те, которые с ним, страшны для неверных и милосердны между собою…» (Фатх 29)
В хадисах шарифах сказано:
«Лучшие люди моей уммы те кто тверды и крепки как железо». (Байхаки)
«Злость, черта которая дается лучшим представителям моей общины». (Табарани)
«Лучшее деяние и поклонение это Хубб-и филлях и Бугд-и филлях». (Имам Ахмед)
Аллаху тааля восхваляет умеривших свой гнев, но Ему не по нраву когда никогда не злятся.
В хадисе шарифе сказано: «Силен не тот кто одолел противника, это тот кто умерил свой гнев». (Бухари)
Человек защищает жену и семью при помощи своего гадаба [гнева, ярости]. С его помощью противостоит врагам Ислама. Ислам указывает не уничтожать гадаб, а держать его в узде, использовать так чтобы оно соответствовало религий. Гневаться ради Аллаха, это гайрат ради веры (усердие, рвение). В хадис шарифе приведенном у Табарани, Анас бин Малик говорит, «Мы спорили когда к нам подошел Расулуллах. Он так сильно на нас обиделся что мы никогда еще не видели его в таком состояний». В хадисе шарифе приведенном у имама Муслима, посланник Аллаха говорит: «Я такой же человек, я так же как и другие люди могу разозлиться». Но его гнев, никогда не отдалял его от Всевышнего Аллаха. Он побеждал свой гнев и прощал обидчика. Аллаху тааля следующим образом восхваляет хороших людей:
«Для тех, которые творят милостыню и в счастий и в несчастий, побеждают гнев свой и прощают людям оскорбления». (али Имран 134)
Люди гневаются и злятся по разному. В хадис шарифе переданном Тирмизи говорится: «Люди разные по темпераменту. Кто-то злится не сразу и быстро остывает. Кто-то злится быстро но его злость также быстро проходит и эта его черта компенсирует его недостатки. Кто-то быстро может быстро разгневаться и долго не может успокоиться. Самое лучшее, когда гневаются не сразу и быстро успокаиваются. А самое худшее, когда быстро приходят в ярость и потом долго не могут успокоиться».
ОБУЗДАНИЕ ГНЕВА
Обуздать гнев возможно при пяти условиях:
1. Помянуть в такое время Всевышнего Аллаха.
Вспоминание Аллаха вызывает страх перед Ним. Страх перед Аллахом способствует развитию хороших качеств, таких как повиновение и прощение. Таким образом, поминание Аллаха успокаивает и тушит пламя гнева.
2. Вспомнить, что великодушие и снисходительность по отношению к виновному – это саваб.
Такое осознание ведёт человека к награде, а простившие получают обещанные Аллахом райские блага. Это подавляет гнев, подчиняя необузданный нафс (эго) и направляя человека к спокойной атмосфере.
3. Подумать о том, что если проявить мягкость и снисходительность, люди будут к вам расположены.
Стремление заслужить любовь и уважение окружающих помогает гневу угаснуть.
4. Изменить своё положение во время гнева.
Например, если сидите – встать и пройтись. Халиф Мамун при гневе сразу покидал место, пытаясь таким образом победить своё раздражение.
5. Подумать о последующем сожалении, о мерзости мести и о тяжёлых последствиях, которые трудно исправить.
Принять, что то, чем вы сейчас раздражены, может обернутся бедой, и проявлять терпение, чтобы не допустить ещё большего зла. Гнев может привести к кровопролитию, тюрьме, разрушению семейного очага или крупным материальным потерям. Нетерпение к беде способно погубить и этот мир, и Ахират.
ШАХВАТ И ГАДАБ ПОДДАЮТСЯ ВОСПИТАНИЮ
Вопрос: Ислам предписывает уничтожить в себе шахват (влечение), гнев и подобные состояния или их перевоспитать?
Ответ: Досточтимый Ахмед бин Яхья Мунири в книге «Мактубат» пишет:
«Ислам предписывает не уничтожать в себе шахват и гадаб, а овладеть ими и контролировать их, чтобы использовать в соответствии с исламом. Это подобно тому, как охотнику не нужно уничтожать своего коня и собаку, а нужно их воспитать и правильно использовать.
Иными словами, шахват и гадаб – как конь и собака для охотника. Без этих качеств невозможно достигнуть благ ахирета. Но чтобы ими правильно пользоваться, необходимо их воспитать и использовать согласно предписаниям Ислама. Если они останутся невоспитанными и разнузданными, они станут несчастьем для человека.
Риязат (воздержание и самодисциплина) нужен не для полного уничтожения этих качеств, а для их воспитания, чтобы они следовали предписаниям Ислама. И это возможно для каждого».
Цивилизация – это не использование атомной энергии или реактивных самолётов. Цивилизация – это умение использовать всё это во благо людям. А достичь этого можно, следуя Исламу.
ГНЕВ НУЖНО ПОБОРОТЬ И ПРОЩАТЬ
Вопрос: Ошибки знакомых и коллег, которые они порой допускают, начинают нас раздражать. Как вести себя в таких случаях?
Ответ: «Один человек пришёл к Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) и спросил: „Сколько раз мне прощать прислугу?“
Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) сначала не ответил. Когда он повторил вопрос, Пророк сказал: „Прощай его семьдесят раз в день!“»
Другой сподвижник, Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх), передаёт:
«Однажды Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) взял меня за руку. Пройдя несколько шагов, Он сказал:
„О Муаз!
Будь в таква (богобоязненности).
Говори всегда правду.
Будь верен данному слову.
Не предавай доверенное.
Будь милосерден к сиротам.
Соблюдай право соседа.
Ни на кого не гневайся.
Говори мягко.
Приветствуй каждого мусульманина.
Знай о необходимости имама.
Изучай путь Священного Корана – знания фикха – и не отходи от них.
В каждом деле помни об ахирате.
Готовься к Дню расчёта.
Не привязывайся к этому миру.
Всегда совершай хорошие и полезные дела!
Не порицай мусульман.
Не создавай нечестие на земле.
Всегда поминай Аллаха.
За скрытые грехи совершай скрытое покаяние.
За явные грехи – явное покаяние!“»

