НЕ ТОТ ЩЕДР КТО ДАЕТ…

Характер, это привычка сердца и духа. Устоявшийся характер называют – Маляка. Преходящие, временные черты человека называют – Хал. Например посмеяться, застесняться, это хал. Щедрость, смелость, это маляка. Когда говорят характер, то имеют ввиду маляка. Добро которое делают изредка не относится к характеру. Если кто-то всегда делает добрые дела при этом заставляя себя, то нельзя сказать что он щедрый. Человека можно назвать щедрым если только он отдает легко, любя. Досточтимый Юсуф Синануддин сказал: «Щедрость, что-то среднее между расточительством и жадностью. Недостаточно отдать физически. Для этого, когда человек отдает, он должен быть доволен этим и в сердце, не возражать этому». Характер может быть причиной сделать хорошее или плохое, или может быть причиной хорошего или плохого. Первое называют Фазилят или же хорошая нравственность, например щедрость, храбрость, мягкость. Вторую называют Ризалят или же плохой нрав, например как скупость и трусость для мужчин.

Третья не фазилят и не ризалят, это Санат. К примеру портновское дело, фермерство. Досточтимый Хамдун Кассар сказал: «Не знаю ничего прекрасней щедрости, ничего хуже скупости». Щедрость это получение удовольствия от траты средств, богатства и добра на хорошие дела. С удовольствием отдавать на предписанные Исламом дела. Это одна из черт которая стоит во главе хорошего характера. Щедрость восхвалена в аятах и хадисах. У хорошего характера есть некие границы! В хороших чертах, которые должны быть в человеке, есть такие, про которые можно подумать если его много, то и хорошего в нем тоже много. Но это не так. У каждой хорошей черты есть некие границы. С переходом за его пределы оно становится не хорошим, а плохим. Легко понять, что недостаточное количество хорошего характера, это плохо. В качестве примера можно сказать о мужестве и щедрости. Непомерное, излишнее количество этих двух видов нрава, лихость и расточительность. Джахили [невежды] и те кто не знаком с мусульманской нравственностью, считают расточительного человека щедрым и любят его за это. А отчаянных людей принимают за смелых и героев. Но трусливого или скупого никогда не называет смелым или щедрым. Получивший богатство не пролив пота, получивший достаток в наследство или контрабандным путем, мошенничеством, выигравший в лотерею, в спортивном тотализаторе не будет знать ценность денег. Заимевший деньги, богатство, имущество таким образом, будет тратить их в ненужные места, будет делать бессмысленные траты, расходавать на плохое которое в Исламе не одобряется. А невежды будут считать их щедрыми. Но у таких людей нет такой черты как щедрость. Потому что щедрость, это получение удовольствия от траты денег и богатства на добрые, хорошие дела, это огромное благо от Всевышнего Аллаха. В хадисе посланника Аллаха сказано: «Щедрость, это дерево в Раю. Щедрый человек, это тот кто ухватился за ветку этого дерева. А это дерево не оставит этого человека пока не поднимет его в Рай.» Наш пророк (алейхиссалям) был самым щедрым из людей. Не было такого чтобы он отказал в просьбе. Если у него было, то он обязательно отдавал, если не было, то молчал. Им было сделано настолько много добра, что с ним не могут сравнится Римские императоры и Иранские шахи. Но сам пророк любил жить в бедности. Он (алейхиссалям) говорил: «Щедрость скрывает все недостатки». Когда у Ибрахима бин Адхама попросили наставления, он сказал: - Развяжи связанное, закрой открытое. Когда человек сказал что не понял, разъяснил: - Развяжи закрытый кошелек, будь щедрым, закрой открытый рот, попридержи язык.  

Досточтимый Суфьян Саври, обратился к человеку которого очень любил: «Будь щедрым! Из-за этого Аллаху тааля облегчит твой допрос. Делай много добра. Оно станет твоим другом в могиле. Избегай харамов. Почувствуешь вкус имана.»

Шихабуддин Сухраверди дал своему сыну следующее наставление: «Сын мой! Будь всегда щедрым. Будь щедр уделом данным тебе Всевышним Аллахом. Избегай скупости, зависти, ненависти и хитрости. Потому что место скупого, завистника - Ад.» Щедрость, это река. Досточтимый Усман Харуни сказал: «Тот кто имеет следующие три качества, является другом Аллаху тааля, любимый Его раб. Первое, щедрость, потому что щедрость это река. Второе, шавкат. Шавкат [милосердие] проливает свет как солнце. Третье, тавазу. Тавазу [скромность] как земля в которой взойдет цветок».

Баязид Бистами (рахметуллахи алейх) сказал: «Признаки искренней любви человека к Всевышнему Аллаху: Присутствие таких качеств как щедрость подобное морю, шавкат [милосердие] подобное солнцу, тавазу [скромность] подобное земле.» Подытоживая надо сказать что истинная щедрость не когда отдает, а когда при этом испытывает радость. И имам Зайналабидин сказал: «Поистине щедрый человек - это тот кто повинуется Аллаху, соблюдает права других рабов, совершает доброе ради Аллаха и не ждет от людей благодарности».