МЕНЯЕТСЯ ЛИ ХАРАКТЕР?

Вопрос: Как находить плохие в себе черты?  

Ответ: В хадис шарифе сказано: «Верующий отражение верующего». [Табарани]

Человеку тяжело понять свои ошибки. Узнает об этом расспросив надежного друга. Надежный друг тот, кто защитит от опасностей. Очень трудно найти подобного друга. И поэтому имам Шафии сказал:

На недостатки человека могут указать слова недругов. Потому что враг ищет ошибки человека и говорит о них открыто. А хорошие друзья чаще не видят недостатки человека. Как-то к Ибрахим бин Адхаму пришел некий человек и начал упрашивать рассказать о его недостатках, на что великий ученый ответил: «Мы с тобой друзья. Все твои недостатки я вижу как нечто хорошее. Спрашивай о своих недостатках у других.»

Лекарство против плохого характера, это когда видят плохи качества другого человека и ищут их в себе, а обнаружив в себе нечто постыдное стараються избавиться от него. В этом смысл хадис шарифа: «Верующий отражение  верующего». Т.е., в недостатках других, человек видит свои упущения. Когда у пророка Исы (алейхиссалям) спросили у кого он учился такому хорошему характеру, ответил: «Это не был один человек. Я смотрел на людей. Я избегал того что мне не по нраву и взял для себя что нравится».  

 А когда у Лукмана Хакима спросили у кого он научился хорошим манерам, то он ответил, - У невоспитанных.

Для обретения хорошего характера также полезно читать биографии сахабов и праведников.

 

Вопрос: Как можно избавиться от плохого характера?

Ответ:  

Имеющий плохую черту, должен найти причину ее появления, устранить эту причину, совершать противоположные этому характеру действия. Для избавления от плохого характера, нужно прилагать усилия и делать все наоборот. Потому что, человеку тяжело избавиться от привычек. Плохое очень нравится нафсу. Риязат [совершать что-либо, которое тяжело воспринимаются страстями (нафсу) человека)] после совершения плохого деяния, превращение в привычку действии которые не нравятся нафсу, это полезное для человека лекарство. Например, дать себе слово: если сделаю непотребное, то отдам столько-то милостыни или выдержу столько-то дней поста, буду вставать ночью и совершать намазы. Нафс, чтобы не выполнять такие тяжелые для него деяния, не будет совершать плохие действия. Также хорошее лекарство от плохого характера, это читать про плохие виды нрава, слушать про них. Существуют множество хадисов пророка про плохой характер. Приведем несколько из них из книги «Ислам ахлакы»:

«Перед Всевышним Аллахом нет большего греха чем плохой характер». Потому что, люди не знают что это большой грех. Не раскаиваются в этом грехе. А при каждом совершений его, оно увеличивается все больше и больше.

«Грех, совершаемый человек без зазрения и сомнения, говорит о его плохом характере.»

«Для каждого греха есть свое раскаяние. Но этого нет для плохого характера. Человек не раскаивается в плохом характере и совершает еще более худший грех.»

«Горячая вода растопит лед, также и хороший характер растапливает ошибки. Уксус разжижает мед, а плохой характер разрушает благодеяние и добро.»

 

Вопрос: Меняется ли характер? Какова роль круга общения на плохие привычки?

Ответ:

Привычка - умение выполнять действия без усилий. Это называется маляка. Характер - маляка сердца и духа, их привычка. Устоявшийся характер называют, маляка. А преходящее, временное состояние называют, хал. К примеру существуют такие халы как засмеятся, застесняться. Щедрость, смелость, каждое из них, это маляка. Характер, это маляка. Совершаемое изредка доброе дело, это не характер. Если щедрость постоянна, то значит присутствует щедрый характер. Но если при этом заставляют себя быть щедрым, то опять же нельзя называть человека щедрым. Если отдают с любовью, то присутствует такая черта как щедрость. Характер может подталкивать на совершение хорошего или плохого, или же быть причиной для хорошего или плохого. Их три вида. Первое фазилят, т.е. добродетель, хороший характер. Это щедрость, храбрость. Второе ризалят, т.е. плохой нрав. Это скупость и жадность. Третье – это санат. Такие способности как портновское дело, знание земледелия.

Может ли меняться характер или же нет, ученые говорят:

1 – Характер не меняется. Потому что в хадис шарифе сказано: «Можете поверить если скажут что сдвинулась гора. Но не верьте если услышите что человек изменил свой характер. Потому что врожденный характер человека не изменится.» Из апельсиновой косточки не вырастет орех. Гнев и милосердие врожденные в человеке, не исчезнут. Скорее умрет человек но характер останется.  

2 – Врожденный характер не изменится, может поменяться характер обретенный позже. Конечно гнев и милосердие не перевоспитать. Но наша религия предписывает воспитывать, а не уничтожать. Если удастся перевоспитать, то можно предотвратить беду. Воспитывать одно а уничтожать, другое. Человека можно перевоспитать наставлениями. Поэтому в 55-ом аяте суры Зарият говорится: «Поучай, ибо учение принесет пользу правоверным.»

Хадис в котором сказано: «Человек не поменяет характер. Потому что врожденный характер не изменится.» говорит о характере которые есть в природе человека. Но такие хадисы как «Улучшайте характер», «Каждый человек рождается склонным к мусульманству. Но после этого, родители делают его не мусульманами или неверующими.» указывают на то, что характер меняется. Да из апельсина не вырастет орех. Но если привить и надлежаще ухаживать, то вырастает огромный, сладкий апельсин. И дикое животное можно выдрессировать на выполнение некоторых действии. Например охотничее животное натаскивают так, что оно приносит добычу хозяину, не съедая сам. А воспитать человека у которого есть ум, еще проще.

3 – Характер приобретается и может изменяться. Многие из ученых Ислама приняли эту точку зрения. По их мнению эти благородные хадисы:

«Будьте добры к своим потомкам, растите их порядочными и воспитанными!», «Каждый из вас, будто пастух при стаде. Пастух охраняет свое стадо, так же и вы должны уберечь от Ада тех, кто живет в вашем доме и под вашим попечительством! Вы должны обучить их Исламу! Если не обучите, то будете в ответе за них», указывают на то что люди предрасположены к хорошему. Но позже, в результате удовлетворения прихотей нафса, дружбы с плохими друзьями, влияния окружения, у человека появляются плохие виды характера.   

Плохие привычки, это расположенность совершать харам. Пользоваться не харамом, например пить чай не называют плохой привычкой. Плохие привычки это алкоголь, азартные игры, наркотики, прелюбодеяние. Тот кто завел плохую привычку, уже не отвыкнет. И поэтому говорится – Горбатого могила исправит.   

На плохие привычки оказывает огромное влияние окружение. Нужно поменять круг общения, находиться с хорошими людьми, избегать любого харама и не допускать прегрешении в намазе. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Намаз удерживает от скверного и непотребного». Тот кто станет совершать намазы под руководством благочестивых людей, избавится от плохих привычек и станет чистым человеком.

Соблюдая пост, человек становится решительным. Есть много случаев когда с помощью поста, люди избавлялись от такой слабости как алкоголь и наркотики. Мусульманин который выдерживает месяц поста в Рамазан, обретает такую привычку как выполнение предписании Всевышнего Аллаха. Таким образом вырабатывает привычку прилагать усилия для выполнения других предписании.

Для избавления от лени, сначала нужно узнать о его вреде и затем искать пути избавления от него. Нужно подумать об аяте «Человек получит только за то что он делал». Расулуллах (алейхиссалям) обращался к Аллаху с мольбой: «О Всевышний Аллах защити меня от лени!» Лекарство от лени - это общение с трудолюбивыми людьми, избегать ленивых, апатичных людей, думать о том что будет стыдно перед Всевышним Аллахом и что Его наказание очень суровое. Видеться с благочестивыми людьми которые хорошо знают Ислам. Иметь будильник чтобы вставать на утренний намаз. Спустя несколько дней, это станет привычкой и просыпаться станет легко. Пока человек не поверит что какое-либо дело для него принесет пользу, пока не согласится с этим, он не откажется от старых привычек.

А принуждая себя к хорошим делам, можно обрести хорошие виды характера. Например если знающий каллиграфию не будет им заниматься, то о его скрытых способностях никто не узнает. А занимаясь этим видом творчества, мог бы писать красивые тексты. Введя в привычку хорошие виды нрава, облегчается обретение хорошего характера.

Если жадный, скупой человек возьмет привычку угощать других, то существует возможность избавиться от скупости. И малый грех ставший привычкой, может стать большим. А тот кто привык к большим грехам, может впасть в неверие.