1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. МУАВИЯ БИН АБИ СУФЬЯН (радиаллаху анх)

МУАВИЯ БИН АБИ СУФЬЯН (радиаллаху анх)

Из числа главных сахабов. Основатель правления Омеядов. Родился за 19 лет до хиджры (604 г.) в Мекке. Отец, Абу Суфьян бин Харб бин Умайя, мать Хинд. Приходится пророку шурином. Принял ислам вместе с отцом в день взятия Мекки. Затем переселился в Медину где удостоился быть упомянутым в хадисах пророка (салаллаху алейхи уасаллям): «О Господь, направляй его правильной дорогой и сделай его направляющим на верный путь», также: «О Господь! Научи Муавию письму и чтению, защити его от Своего наказания!», «О Господь! Сделай его правителем стран!» По указанию Джабраила (алейхиссалям) стал писарем вахи (откровении) пророка. Записывал Коран которые приносил Джабраил и писал письма пророка. Когда пророк выпрямлялся из руку и произносил «Самиаллаху лиман хамидах», то он стоя в первом ряду произносил: «Раббана лякаль хамд». Эти его слова стали сунной для всех мусульман. Досточтимый Муавия, вместе с отцом, героически сражался в Хунейнской битве находясь впереди пророка. Участвовал в битве при Табуке и в прощальном хадже.

Во времена правления Абу Бакра, Муавия участвовал в войнах на трерриторий Сирий. Досточтимый Умар назначил его правителем Шама. Досточтимый Осман назначил его правителем всей Сирий. Оставался правителем Шама, при Умаре 4 года, при Османе 12 лет, при Али 5 лет, при Хасане 6 месяцев. После того как досточтимый Осман пал шахидом, все мусульмане выбрали халифом Али (радиаллаху анх). Досточтимый Али сначала хотел утихомирить общество. Часть сахабов потребовала от халифа схватить убийц и казнить. Вторая часть выбрала молчание. Таково было требование религий, чтобы каждый из них следовал своему иджтихаду а не стал действовать иджтихаду другого. Потому что каждый отдельный сахаба был муджтахидом и каждому муджтахиду предписано следовать своему иджтихаду. Но после вмешательства иудея Абдуллаха бин Саба дело приняло такой оборот что возникли столкновения между мусульманами в Басре и Джамале.

Досточтимый Муавия в это время был губернатором Шама и входил в число тех, у кого был третий иджтихад, а мусульман которые находились в его подчинений не стал впутывать в эти войны. Но когда досточтимый Али призвал и мусульман Шама, то обдумывая множество хадисов, совершив свой иджтихад, принял сторону противника. Пока халиф вел переговоры с мусульманами Шама, фитна к которой приложили руки иудеи, привела к войне при Сиффине.

В этой войне, Муавия, так же как и все сахабы действовали по своему иджтихаду, тем самым исполняя предписания ислама. И вправду, сахабы, во время такой смуты обменивались письмами, давали друг-другу наставления, примирялись, о чем есть множество примеров. Например, пока шла война в Сиффине, этим решил воспользоваться римский император Константин, в попытках напасть на приграничные мусульманские города. Досточтимый Муавия написал ему письмо, где сказал: «Если не откажешься от своих помыслов, то я заключу мир со своим господином, стану предводителем его войск, приеду и сожгу твои города. А тебя сделаю свинопасом». В то же время, халиф Али (радиаллаху анх), стоя перед многочисленным народом, сказал: «Наши братья отделились от нас. Они не стали кафирами и фасиками. Таков был их иджтихад».

Досточтимый Муавия в 41-м году хиджры был выбран халифом в Куфе. После того как досточтимый Хасан отказался от халифства, он стал законным халифом всех исламских территорий. Правил в течение девятнадцати с половиной лет. Сослужил огромную службу для распространения ислама. В 43-м году взял Судан, в 44-м году Афганистан и город Кабул, также северную часть Индий, в 45-м году город Ифрикийа в Тунисе. В 48-м году прибыв на кораблях в Кипр, отвоевал остров у византийцев. В 50-м году взял большую иранскую область Кухистан (Кохестан). В том же году, во времена правления византийского императора Константина Четвертого, отправил своего сына Язида на завоевание Константинополя, который взял город в осаду. Константин оказался  вынужден заключить перемирие, выплачивая ежегодную дань. В 54-и году (673 г.), назначенный им командующим Убайдуллах бин Зияд, перешел реку Джейхун (Амударья) на верблюдах и завоевал Бухару. Был обратно взят Кудс, завоеванный раннее халифом Умаром (радиаллаху анх). Стал также правителем Йемена, Египта, Кайруана, Ирака, Азербайджана, Анатолий, Хорасана и Мавераннахра. Стал очень крупным правителем и полюбился всем. Наш пророк (салаллаху алейхи уасаллям) сказал досточтимому Муавие: «После меня станешь правителем моей общины. Делай благое для хороших. А тех кто придет с плохим, прощай». С благодатью полученных им в беседах с пророком и его благословенных дуа, расширил границы ислама.

Досточтимый Муавия, в хутбе прочитанным им в последние своей жизни, сказал: «О люди! Долго я оставался над вами. Наверное вы устали от меня также как и я устал от вас. Но лучше меня к вам никто не придет. Потому что те, кто были до меня, были лучше меня. Кто хочет встретиться с Аллахом, с ним хочет встречи и Аллаху тааля. О Аллах! Желаю встречи с тобой, надели меня этой встречей! Сделай меня благим и счастливым». Подозвав сына Язида, сказал ему: «Сынок, я не утомлял тебя отправляя в войны и долгие дороги. Я ослабил врагов. Подчинил тебе арабов. Позаботься о народе Хиджаза. Они твои родные. Они самые ценные кто придут к тебе. Позаботься и об иракцах. Позаботься и о выходцах из Шама, они ведь твои помощники. Хусейн бин Али благословенный человек. Куфийцы могут настроить его против тебя. Если окажешься победителем, то прости его и помилуй. Он близок к нам и имеет огромные права. Он потомок пророка (салаллаху алейхи уасаллям)». Когда болезнь стала одолевать, он сказал: «Расулуллах подарил мне рубаху. Я его сохранил до этих дней. В этом пузырьке его состриженные ногти которые я тоже сохранил. Когда я умру, то оденьте на меня эту рубаху. Ногти положите в мои глаза и рот. Надеюсь в честь этого Аллаху тааля простит меня». Затем продолжил: «После моей смерти не останется щедрости и добра, многие лишатся прибыли, за проделанную работу не получат оплату. Ах если бы я оставался курайшитом из деревни Зи Тува и не вмешивался бы в дела управления и не становился бы руководителем». Он умер в 60-м году (680 г.) в Дамаске в месяце раджаб. Могила находится в Дамаске.

Досточтимый Муавия был высокорослым, светлоликим, имел внушительный вид. Речь его была красивой, общаться с ним было приятно. Был работящим, усердным, целеустремленным. Один из 4-х сахабов знаменитых в Аравии. Все в нем говорило что он рожден быть правителем. И даже досточтимый Умар при каждой встрече говорил: «Как же красив этот арабский султан». Ездил на породистых лошадях, одевался в красивые одежды, ему нравилось быть правителем. Но потому как он получил баракат от разговоров с пророком, никогда не отступил от ислама. Досточтимый Али про него сказал: «Не уничижайте правление Муавии! Если он уйдет то, поймете в какой вы оказались беде».  

Как-то пророк сел на свое животное и посадил за собой Муавию. Передвигаясь, спросил: «О Муавия, какой из твоих органов наиболее близок ко мне?» - Мой живот, ответил тот. Тогда пророк помолился за него: «О Аллах, наполни его знаниями и сделай его характер мягким». Среди народа ходили легенды о его доброте и милосердий. А его мягкость и терпеливость народ ставил в пример другим. Как-то досточтимый Хасан сказал что задолжал много денег, тогда он подарил ему 80 000 золотых монет. В ответ на письмо Амр бин Аса он ответил: «Запомни, деяния с помыслами для хороших дел приведут человека к наиболее лучшим результатам. Достигнет цели тот, кто не проявляет спешку. Поспешивший окажется в ущербе. Проявивший упорство окажется в прибыли или приблизиться к ней. Торопливый допустит ошибку или окажется близок к совершению ошибки. Если на человека не действует мягкое обращение, то жесткое обращение навредит. Кто не учится на опыте, не получит чести».

Он сказал: «Можно угодить любому, но угодить завистнику очень тяжело. Он будет доволен только тогда, когда не станет предмета зависти». «Будьте мягкими и проявите терпение, чтобы возможность всегда была на вашей стороне. А когда получите возможность, то можете получить свое или же простить».

Когда у крупнейшего ученого Абдуллаха бин Мубарака спросили: «Кто более лучший, досточтимые Муавия или Умар бин Абдулазиз?» то, он дал следующий ответ: «Пыль, из под копыт лошади пророка которую вдыхала лошадь Муавии, в сотни раз лучше Умар бин Абдулазиза». Досточтимый Муавия передал очень много хадисов от пророка. Приведем несколько из них:

«Если Аллаху тааля пожелает для человека добра, то сделает из него ученого ислама и сообщит ему что может навредить его вере. Укажет ему верную дорогу».

«Деяния подобны пути, если конец благополучен то и начало будет благим».

У Ахмада, Абу Давуда и аль-Хакима от Муавии передается: «Ахли китаб разделились на 72 толка. Эта умма разделится на 73 течения, все кроме одной окажутся в аду, и это будет течение ахли сунна валь джамаа. Из моей общины появится такая секта, которая будет идти за прихотями своего нафса так же как пес идет за своим хозяином».

У Ахмада, Насаи и Абу Давуда от Муавии передается: «Надеемся что все грехи будут прощены Всевышним Аллахом. Только не стоит надеяться на прощение умершему мушриком и намеренно убившему мусульманина».

У Муслима от Муавии передается: «Я всего лишь подобен казначею. Если кто-либо получит от меня и будет рад полученному, то Аллаху тааля обернет ему благим. А тот, кто приходит сам и выпрашивает и ему все мало, то он становится похож на того ненасытного которому все мало».

1. «ан-Нахия» стр. 14

2. «Татхир-уль-джинан» стр. 7

3. «Мухтасар тухфа». стр. 3

4. «аль-А'лям» т 7. стр. 261

5. «аль-Камиль фи'т-тарих» т 4. стр. 2

6. «тарих Табари» т 4. стр. 180

7. «Файдалы бильгилер» стр. 337

8. «Мадаридж-ун нубувва» т 2. стр. 661

9. «Там ильмихал саадати абадия» стр. 1038

10. «Асхаби кирам» стр. 358

11 «Муснад-и Ахмед бин Ханбаль» т 4. стр. 216

12. «Письма счастья» письмо 58

Другие статьи в этом разделе

Высказывания Баязида Бистами

Человеку обязательны 10 положений:

1 – Тщательное исполнение фарзов.

2 – Избегать запретного.

3 – Скромность ради Аллаха.

4 – Не угнетать братьев по вере.

5 – Добро и хорошему, и плохому.

6 – Стремление к милости Аллаха.

7 – Каждое деяние совершать ради довольства Аллаха.

8 – Готовность к смерти в любой миг.

9 – Работать над воспитани...

О ПРОИСХОДЯЩЕМ В СЕРДЦЕ

Абу Исхак ас-Саби из табиинов, ученый по хадисам и кираату. Родился в городе Куфа в 34-м году хиджры (654 г.). Передал хадисы от сахабов Абдуллах бин Аббаса, Бара бин Азиба, Абдуллах бин Амр бин Аса, Муавия бин Абу Суфьяна (радиаллаху анхум). От него хадисы передавали Ибн Сирин, Зухри и Катада бин Диама. Умер в 127-м году хиджры (745 г.). Он говорил:  

Наш господин (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Без сомнения, пока не произошло самого факта свершения или не было про...


Москва

1445 год, 17 - Шаууаль.
2024 год, 26 - Апрель.
Имсак 1:24
Фаджр 2:00
Восход 4:47
Ишрак 5:57
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:45
Аср 17:48
Исфирар 19:13
Магриб 20:10
Иштибак 21:33
Иша’а 22:58
Иша’а-и Сани 23:37