1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. МУХАММЕД МУРАД КАЗАНИ

МУХАММЕД МУРАД КАЗАНИ

Мусульмане должны хорошо знать и брать пример с таких значимых фигур как досточтимый Мурад Казани. Знакомить их с будущими поколениями и идти путем подобных величайших ученых.

Шейх Мухаммед Мурад Рамзи (рахметуллахи алейх) родился в 1855 году, на территории современного Башкортостана в Мензелинском уезде в деревне Альметмуллино (Алметьево). Отец Абдуллах из рода Батыршаха.

В 1880 году, в Мекке, женился на дочери своего земляка Мухаммед Шаха госпоже Эсма. В этом браке у них родились 9 детей.

В своих трудах он пользовался псевдонимами Мухаммед Мурад Казани, Мурад Рамзи, Мухаммед Мурад Рамзи, Мухаммед Мурад аль-Мекки, Шейх Мухаммед Мурад, Мухаммед Мурад аль-Минзелеви.

При политических статьях использовал псевдонимы: Тути, Андалиб, Акмаль, Абуль-Хасан, М. Рамзи, и М. М. Р. В детстве его звали именем Марданшах.

На тему тасаввуфа более всего известны переводы книг с персидского на арабский «Рашахат» Али бин Хусейна аль-Хирави, одной из главных книг Накшибандия, а также «Мактубат» Имама Раббани.

Шейх тариката Халидия (ветвь Накшибандия) Мухаммед Мурад Казани сделал эти книги доступными для широкой аудитории. Вместе с этим он также является хорошим историком.  

О Мухаммеде Мураде Казани были написаны очень ценные статьи и проделаны работы по изучению его трудов. Некоторые из них это: пр. Зеки Валиди Тоган, пр. Хамид Алгар, пр. Ахмет Тимур, пр. Ахмед Озил, пр. Альфина Сибгатуллина и известный путешественник Абдуррашид Ибрахим.

Профессор Хамид Алгар отметил: «В Оренбурге в 1908-м году напечатана книга «Тальфику'ль-Ахбар» где говорится об историческом прошлом Оренбургских казахов, Волжских Булгар, башкир, Казанских татар, узбеках. Книга написана на арабском шейхом Мурадом Рамзи, который имеет башкирское происхождение, получил образование в Бухаре но проживал в Хиджазе, который каждый год посещал свою родину. В книге преобладает сильный дух любви к своему народу и призыв к объединению мусульманско-тюркских народов».  

Известный турецкий историк профессор Зеки Валиди Тоган считает Мухаммед Мурада Рамзи одним из значимых татарских историков. Кроме этого, в своих воспоминаниях упоминает что он был другом его отца и дяди, что его знакомство с ним состоялсь когда тот был у них в гостях и оказался очень впечатлен им.  

Известный турецкий путешественник Абдуррашид Ибрахим в книге «Алям-и ислам», про Шейха Мухаммеда Рамзи передает: «Мухаммед Мурад, у которого мы были в гостях дома, из величайших шейхов накшибандийского тариката и величайший ученый нашего времени. Он знаменит своими выдающимися трудами. Он перевел на арабский «Мактубат» муджаддида второго тысячелетия Имама Раббани».

Написанная им на арабском «Тальфику'ль-ахбар» одна из авторитетных исторических книг и единственная в своем роде. Кроме этой книги есть изданные и неизданные книги на арабском, персидском и турецком языках. Несомненно у него также есть книги о которых мы не знаем.

Около 50-и лет оставался в Мекке муджавиром (проводящий свою жизнь в мечети аль-Харам, посвящая себя поклонениям). Писал и читал на арабском, персидском, турецком как на своем родном языке. В полной мере обладая усулем (знания, в которые нужно верить сердцем) и фуру (знания о поклонениях, которые должны либо не должны совершаться телом или сердцем. Знания, которые приказано совершать, называются фарзом, а то, от чего приказано воздерживаться, называется харамом. Эти знания называются «Фуру-и дин» (решениями Ислама) или «Ахкам-и исламия» (предписаниями ислама, или же знаниями о религии ислам)), у него были также и обширные знания в науках тафсир и хадис.

Профессор Эльфина Сибгатуллина по этому поводу говорит:

«Среди книг на казанском татарском написанной арабскими буквами есть очень ценный труд в двух томах по ʺХалидияʺ. В 1-й том входит книга Мухаммеда Мурада Рамзи ʺТальфику'ль-ахбарʺ и ʺТалькихул'ль-асар фи векаи-и Казан ва Булгар ва Мулюки'т-Татарʺ. Издана в Оренбурге в 1908 году.

Во время своего пребывания в Медине учился у местных и приезжих ученых, стал приверженцем шейха накшибандийского тариката Мухаммед Мазхара. В своем труде «Тальфику'ль-Ахбар» предоставил возможно наиболее полную информацию о пути Халидия в волго-уральском регионе. Но к сожалению этот очень полезный труд не получил широкую известность в России и Турции.  

ОБРАЗОВАНИЕ МУХАММЕДА МУРАДА КАЗАНИ

Свое первое образование он начал получать в шестилетнем возрасте на своей родине. Сначала обучился читать Коран у своего отца и матери. Затем продолжил обучение у своего дяди Шейх Мулла Хусамеддина, самого знаменитого ученика известного ученого Исмаила Кашгари. До 18-и лет оставался с дядей и изучал науки нахв, мантык, ахляк и фикх. Стал для своего дяди помощником, ассистентом. Такое услужение своему дяде помогало ему лучше понимать и усваивать уроки. Получив прекрасное образование в медресе, после выпуска он отправился в Казань. Отсюда отправился в путешествие в Мавераннахр и Бухару. Остался на два года в Троицке. Здесь, в мечетях «Мулла Шарафаддин» и «Мулла Мухаммед Джан» читал книгу «Шархи акаид» и преподавал естественные науки.

После этого он брал уроки у известных ученых Ташкента и Бухары. По пути в Бухару через Ташкент, остался на два месяца в Ташкенте. Здесь он перечитал заново такие известные труды как «Шархи акаид» и «Шархи хикмети'ль-айн».

После этого отправился в Бухару. Оставался там 4 года где учился у знаменитых ученых. Здесь ему не удалось найти прежнюю духовную атмосферу. Оттуда вернулся в Ташкент. На протяжении двух лет обучался у Ташкентских ученых. В Ташкенте у него не было своего жилища. Оставался в одном из текке (обитель) где занимался своим образованием.  

По его собственным словам, в этот период он читал «Аль-футухату'ль-Меккия» и «Фусусу'ль-Хикам» Ибн Араби. Таким образом познакомился с взглядами Ибн Араби. В текке где он проживал, были очень ценные труды по тасаввуфу и сияру (пути пророка) на арабском и персидском языках. С огромным желанием и удовольствием приступил к чтению этих книг. С прочтением этих книг сильно поменялись его мысли и состояния. Больше начал склоняться к тасаввуфу. Пожалел о потраченном времени до чтения этих книг. Читая книги сияры, увидел во сне пророка. В это время стал последователем одного шейха.

Затем хотел отправиться в Бухару, но некоторые из друзей посоветовали ему отправится в хадж. После этого покинул Ташкент и отправился в хадж с караваном паломников.

Завершив все свои дела, 1878 году (1295 г.х.) отправился в Индию а после этого отправился в Хиджаз для совершения хаджа. Посетил Самарканд, Балх, Джалалабад, Пешавар, Лахор, Мультан, Хайдарабад и Карачи. Месяц рамазан провел в Карачи. После праздника, по морскому пути за 18 дней добрался до Джидды.

Завершив обряд хаджа отправился в Медину. Здесь поступил в медресе Емин Ага. Затем учился в медресе Шифа и еще позже в медресе Махмудия. Здесь он изучал различные науки, где вместе с этим занимался и преподаванием. В тот же год прочитал Священный Коран. Получил диплом от рук мединских ученых.

Шейх Мухаммед Мурад Казани перевел с персидского на арабский 2 книги, «Рашахат» и «Мактубат» Имама Раббани.

После того как его наставник Мавляна Сейид Мухаммед вручил ему диплом и сделал его своим преемником, Мурада Казани, из-за своей скромности, пожелал отказаться от положения муршида. Но его наставник настоял на этом. После этого все полученные знания начал распространять среди людей. Всегда читал и рассказывал о переписках, книгах и жизненных ситуациях величайших ученых.   

Великий ученый, муршид-и камиль шейх Мухаммед Мурад Казани (рахметуллахи алейх) в 1302-м году (1884 г.) перевел с фарси на арабский книгу «Рашахат» в которой описывается жизнь и истории сотен праведников. Краткая информация об этом труде:

Книга под названием «Рашахату айни'ль ли'ш-Шейх Али бин Хусейн аль-Ваиз аль-Хирави (рахметуллахи алейхима)» труд Али Бин Хусейна сына Хусейна Ваиз-и Кашифи. Али бин Хусейн жил в Герате в период с 1462-о по 1533-й годы. Имеет также такие имена как Фахируддин и Сафи. Среди его трудов наиболее значимым является «Рашахат». Во времена правления османского правителя Мурад Хана Третьего, в 993-м году (1584 г.) был переведен на арабский и турецкий языки Мухаммедом Шарифом Аббаси.

На полях и в конце литографированного издания, напечатанного в 1291 году в Стамбуле, помещены 12 ценнейших книг и послании из под его пера. Один из преподавателей университета «Истанбул-дару'ль-Фунун» Сейид Абдулхаким Арваси бин Мустафа Арваси (профессор прежнего Стамбульского университета) сказал: «Чтение ʺРашахатʺ увеличивает в человеке его ихляс».

•••

Отмеченный выше наставник, увидев его перевод на арабский «Рашахат»а, приказал ему перевести «Мактубат» Имама Раббани. Когда он отказался брать на себя такую ответственность, то его учитель сказал: «Всевышний Аллах обязательно тебе поможет в честь величайших ученых». Последовав настоянию своего учителя, он перевел «Мактубат» на арабский. Перевод книги получился весьма хорошим и ее издали под названием «ад-дурар-Макнунат». На полях первого тома этой книги была приведена биография Имама Раббани. А на поля второго тома были внесены книга «Мабда ва Меад» и другие послания переведеннные с персидского на арабский.  

Имам Раббани бин Абдулахад (1563-1624 г (971-1034 г.х.) является великим ученым, истинным праведником, муджтахидом, зеницей ока ученых ислама, специалистом науки тасаввуф, главой ученых, предводителем праведников. Его книга «Мактубат» состоит из трех томов и 534-х писем. Это книга в полной мере раскрывает науки калям, фикх и прекрасный нрав Расулуллаха.

Другие статьи в этом разделе

АЛЛАХУ ТААЛЯ НЕ РУЧАЕТСЯ ЗА ИМАН

* Богатство и не хорошо и не плохо. Богатство вошедшее в сердце избаловывает его. Тем самым сердцу приходит конец. Богатство полезно если используется с хорошим намерением. Если намерение нехорошее, то оно беда на голову человека.

* Раззак, одно из имен Аллаха, он поручился за рызк и все Его рабы избежали трудности добычи хлеба насущного.

* Не довольствующийся малым не найдет большого. Не надейтесь на себя. Полагайтесь на Аллаху тааля. Это выпало на вашу долю. Как утренняя...

О АЛИ, У МУМИНА ЕСТЬ ТРИ ПРИЗНАКА…

Досточтимый Музаффар бин Ардашир Марвази ученый науки тасаввуф. Родился на землях Туркестана в городе Мерв в 1098 г. (491 г.х.). Умер в 1152 году (547 г.х.) в иранском Аскар-и Мукрам. После: был захоронен в Багдаде. В своем труде «Марасиму′д-дин фи мавасим-уль-якин» про достоинства сподвижника пророка - Али и ахли бейта, передает следующее:

Амир-уль му′минин Али бин Аби Талиб (каррамаллаху ваджхах) передал:

Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) пр...


Москва

1445 год, 19 - Шаууаль.
2024 год, 28 - Апрель.
Имсак 1:09
Фаджр 1:48
Восход 4:43
Ишрак 5:53
Зауаль карахат 12:11
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:47
Аср 17:51
Исфирар 19:17
Магриб 20:14
Иштибак 21:39
Иша’а 23:08
Иша’а-и Сани 23:54