1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. КАКИМ НУЖНО БЫТЬ ГОСТЕМ

КАКИМ НУЖНО БЫТЬ ГОСТЕМ

Вопрос: Как должен вести себя человек, приглашенный в гости?

Ответ: Вот несколько правил приличия которые должен помнить человек приглашенный в гости.

1) Не нужно приходить ни слишком рано, ни слишком поздно в приглашенное место. Является сунной, приходить в гости не будучи голодным. Нужно дать понять хозяину, что пришел не только поесть, а еще и увидеться с хозяином!

2) Нельзя все время вертя головой, разглядывать все вокруг, смущая тем самым хозяина. Так же не нужно ухаживать за другими гостями, без разрешения на то хозяина дома! Нужно сесть туда, куда укажет хозяин дома. Нельзя держать дополнительный пост без разрешения хозяина, а так же не становиться имамом на намаз, без разрешения хозяина! В хадиси шарифах сказано:

«Пусть гость, не садиться на самое почетное место дома!» (Муслим)

«Пусть гость, не держит нафиля пост без разрешения хозяина и пусть садится куда укажет хозяин! Потому что хозяин лучше знает все положения своего дома.» (Ибн Асакир)

«Пусть гость, не становиться имамом для хозяина дома.» (Муслим)

3) Сев за стол, нужно быть учтивым и вежливым до самого конца застолья. Посланник Аллаха (алейхисаллям) сидел за постеленным на пол скатертью подогнув под себя колени. Иногда садился подняв правое колено, на подогнутой под себя левой ноге. Как то при таком сидении сказал:

«При приеме пищи, я не ложусь на бок! Я раб Аллаха, я ем как раб и сижу так же как сидит раб.» (Бухари)

Есть лежа, подперевшись на руки, не является грехом. Но будет неприлично, есть лежа при людях, без всяких причин.

4) Нельзя искать недостатки поданных блюд. Даже если что то не так с едой, не нужно об этом говорить. Например если поданное блюдо пересоленное или наоборот соли маловато, или же если еда не понравилась, надо промолчать. Не надо показывать что еда не понравилась! В хадисе сказано:

«Для гостя, в качестве причиненного для себя зла, достаточно недовольства поданной едой.» (Ибн Абиддунийа)

6) Гость не должен просить того, что ему хочется, а брать то, что ему подали. Нельзя гостю говорить: «А есть ли такая-то еда?» Если хозяин предлагает на выбор несколько блюд, то нужно выбрать ту, которая менее затратна, и приготовление которой займет меньшее время. Наш пророк (алейхисаллям) при свободном выборе, делал именно так. (Бухари)

Наши предки говорили: «Гость ест то, что дают, а не то что захочется». Хлебу, нужно оказывать должное уважение. Уважение к хлебу, это – не искать еще какой либо добавки к хлебу. Любая еда, которая заряжает тело человека энергией и предоставляет все возможности для совершения поклонений, является благодатью. И будет неправильно, выражать недовольство какой либо еде. Нужно быть довольным, даже если подали хлеб с водой! В хадисе сказано:

«Дом не считается бедным, если к хлебу могут подать всего лишь немного уксуса.» (Тирмизи)

«О мой Господь! Дай благодать уксусу. Как же прекрасен и благодатень, уксус. Пророки которые были до меня, тоже использовали уксус. В дом, где к хлебу есть уксус, не нужно более никаких приправ и добавок.» (Ибн Маджа)

6)Гость не должен заниматься непристойностями которые могут не понравиться другим гостям и хозяину. Нужно воздерживаться от произнесения неприличных слов и поступков.

7)Собравшиеся гости, могут быть разных; политических, религиозных, культурных взглядов. Поэтому нужно быть осторожными в выражениях, чтобы не обидеть хозяина дома и его гостей.

8) Гость, даже если не получил должного приема, должен покинуть дом, сказав слова благодарности, которые обрадуют хозяина! Например: Мы очень рады, да будет доволен вами Аллах, пусть вашими гостями станут постившиеся, пусть вашими гостями будут хорошие люди. Это является сунной (Тирмизи)

Наш пророк (алейхиссалям) сам молился за принимающую сторону, делал такие пожелания хозяину, что тот оставался безмерно благодарным. Пророк говорил своим сподвижникам: «Желайте хозяину дома, благодати». (Байхаки)

Учитывать даже самое ничтожное количество добра – признак хорошего характера. В хадиси шарифе сказано:

«Обладающий хорошим характером верующий – поднимется на тот высокий уровень, которого достигают те, кто поститься днем, а ночи проводит в поклонениях.» (Байхаки)

9) Нельзя покидать дом без разрешения хозяина или не оповестив его! Посланник Аллаха был категорический против такого. Уходя, нужно сделать дуа хозяину дома. В хадисе сказано:

«Гость, ушедший не попрощавшись, подобен вошедшему домой как вор и ушедшему как грабитель.» (И. Газали)

10) Гостить желательно не больше трех дней, дабы не причинять неудобств хозяину дома.

Разрешается остаться на больший срок, если это будет настойчивой просьбой хозяина. В хадисе сказано:

«В гостях, остаются три дня. Больше этого срока, саадака от хозяина. Гость не должен оставаться больше срока, который может обременить хозяина.» (Бухари)

Вопрос: Правильно ли будет, если мы будучи в гостях, прольем, уроним, просыпем что-либо и начнем сами же убираться.

Ответ: Хозяин может обидеться или смутиться, подумав: ''Они занимаются уборкой. Им кажется, что мой дом недостаточно чист.'' Если хозяин не обидится, можно почистить, получив его разрешение.

Другие статьи в этом разделе

АДАБ – ХАЙА – ИФФАТ

этикет – стыд - целомудрие

Вопрос: расскажите о месте адаба в исламе?

Ответ: адаб, можно обьяснить такими словами как, хорошее воспитание, хорошее поведение, прекрасный нрав, стыдливость, вежливость, утонченность. Например, воспитанный ребенок, это ребенок с адабом. В хадис шарифе сказано: «Растите детей воспитанными». Наша религия вся состоит из адаба. Адаб, полная покорность раба воле Всевышнег...

СКВЕРНОСЛОВ НЕ ВОЙДЕТ В РАЙ

Вопрос: Некоторые люди открыто и без всякого стеснения обсуждают, говорят об интимных местах, даже в присутствии детей. Правильно ли говорить и писать такое с точки зрения нашей религии?

Ответ: Сквернослов осуждается и наказывается, потому что употребление непристойных, скверных слов (фухуш) является тахриман макрухом.

В Хадика говорится: ''Фухуш означает непристойное, неприличное слово. Все что преступает, превышает какие-то устан...


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56