О СЫН МОЙ! - 64
198 – В мазхабе Шафии, условия намаза делятся на два вида: вуджуб (условия, при которых намаз является обязательным), сыххат (условия для принятия намаза). Условий вуджубов намаза в мазхабе Шафии – шесть. Тот, в ком присутствуют эти шесть условий, должен совершать намаз. Это: быть мусульманином, слышать, что намаз был приказан свыше, быть в здравом уме и совершеннолетним, быть чистым от хайза и нифаса, быть слышащим и зрячим. Условий для принятия намаза в Шафии – семь: очищение от скверны [т.е. совершение малого омовения и гусля], очищение от нечистот [т.е. тело, одежда и место совершения намаза должны быть чистыми], сатр-и аврат [т.е. укрытие аврата], обращение к Кибле, знать наступление времени намаза, знать фарзы, муфсиды [т.е. вещи, нарушающие намаз] и избегать муфсидов.
В мазхабе Шафии существует шесть фарзов малого омовения: Первый - произносить намерение, начиная мыть лицо. Намерение, произнесенное во время мытья рук, рта и носа, недействительно. Второй фарз – мытье рук. Мытье нижней части подбородка и свисающей части бороды в мазхабе Шафии тоже является обязательным. Перебирание редкой бороды и смачивание кожи под ней, так же является фарзом. Перебирание густой бороды является сунной. Третий фарз: мытье рук, включая локти. Грязь под ногтями должна быть вычищена и кожа под ней должна быть намочена. Четвертый фарз: протереть хотя бы малую часть головы. Протирать рукой не обязательно. Какую-то часть головы можно даже побрызгать водой. Протирание ниспадающих волос будет недействительным. Пятый фарз: мытье ног, как в мазхабе Ханафи. Шестой фарз: омовение четырех, указанных выше, частей тела, не нарушая их порядка. Как только нарушается порядок, омовение становится недействительным. Соблюдение последовательности обязательно и в мазхабе Ханбали. В мазхабах Малики и Шафии – сунна.
Моча, выделения (мази, вади) во всех четырех мазхабах нарушают омовение. Прикосновение кожей к открытому участку кожи даже пожилого мужчины, пожилой женщины и, даже если один из них мертв, то по мазхабу Шафии, омовение обоих будет нарушено. Исключение составляют 18-ть женщин, брак с которыми навсегда запрещен. Во всех четырех мазхабах разрешено надевать месты (кожаные носки) в открытом виде и затем обвязывать их шнурками либо чем-нибудь другим, при этом, обязательным условием мазхаба Шафии является полное закрытие со всех сторон так, чтобы ни единой дырочки не оставалось.
В Шафии гусль имеет два фарза: первое – намерение, второе - омовение всего тела. Намерение нужно делать в момент начала мытья. Если намерение было принято раньше, то гусль будет недействительным. Женщина должна расплести косу и смочить волосы. Так как омывание крайней плоти является фарзом, то, по мазхабу Шафии, обрезание является ваджибом.
В Шафии, все части тела падали: кости, шкура, щетина, крылья, шерсть, считаются нечистотами. В Ханафи, чистыми считаются: кости, когти, клюв, лапы, рога, щетина. В Шафии, все части собаки являются нечистыми. Все виды крови, сукровица, гной относятся к нечистотам. Бесцветная жидкость, пот - чисты. В Ханафи, если бесцветная жидкость выделяется во время болезни, то она считается скверной. Жидкость из волдырей считается чистой, так как не связана с болезнью. Испражнения, моча и рвотная масса человека, животных, мясо которых не разрешено к употреблению и, даже грудного младенца, являются наджасами во всех мазхабах. Это относится к ослу и мулу. В Ханафи, нечистоты птиц считаются более легкими, чем их нечистоты. В Шафии, экскременты и моча животных, разрешенных к употреблению в пищу, так же считаются нечистотами. А в Ханафи, будучи легкими наджасами, моча и экскременты птиц, испражняющихся в воздухе и разрешенных к употреблению, считаются чистыми. В Шафии сперма (мани) человека и животных считаются чистыми. В остальных трех мазхабах мани, мази и вади считаются сквернами. Мази - бесцветная жидкость, выделяющаяся при половом возбуждении. Вади - выделения белого цвета, появляющиеся после мочеиспускания. Рвотная масса не из желудка, в обоих мазхабах считается чистой. Остатки после кафира, фасика, джунуба, животных, мясо которых разрешено к употреблению, и после лошади, считаются чистыми. Кроме свиньи, молоко всех животных, не дозволенных к употреблению, в Ханафи считается чистым. В остальных трех мазхабах относится к нечистотам. Зола и дым, образованные в результате сжигания нечистот, а так же земля, в которую со временем превратились перегнившие нечистоты, в Ханафи являются чистыми. В остальных трех мазхабах не считаются чистыми. Все виды опьяняющих жидкостей, изготовленных из винограда, хурмы и тому подобного, во всех четырех мазхабах являются нечистотами. [Из этого можно сделать вывод, что пиво и спирт относятся к тяжелым нечистотам. Потому что во всех трех мазхабах, кроме Ханафи, все виды нечистот являются тяжелыми. У них нет легких нечистот.]
[Вода «Ма-и мустамаль», использованная в малом или полном омовении, в трех мазхабах считается только чистой. Но очищающей не является. В мазхабе Малики эта вода считается и чистой, и очищающей. (Мизан).]
«В мазхабе Малики говорится, что очищение от скверны для совершающего намаз, является не фарзом или ваджибом, а сунной. Если очищение не было произведено из-за отсутствия возможности или по забывчивости, то согласно обоим решениям, намаз считается действительным. Если человек совершил намаз, не зная о наличии наджасы, или же зная, но не придавая этому значения, то согласно первому решению, его намаз не будет принят, а по второму – принят. В остальных трех мазхабах необходимо (фарз) произвести очищение.»
Учитывая, что очищение одежды от мочи кошек и мышей затруднительно, в мазхабе Ханафи были прощены загрязнения, площадью более дирхама. Простительны и пятна на одежде, оставленные мухой, слетевшей с нечистот. Брызги воды, попавшие на одежду человека, омывающего тело покойного, и уличная грязь, смешанная с нечистотами, и легкие нечистоты, испачкавшие, менее, чем на четверть, одежду или тело человека, были прощены. В случаях, когда нечистоты попадают в какую-либо жидкость, во внимание не берется, к легким видам они относятся либо к тяжелым. Жидкость сразу же становится наджасой.
В мазхабе Шафии, малое количество нечистот, которые даже невидимы глазу, а так же малое количество пара, образованного в результате воздействия огня на нечистоты, и большое количество, образованного не под воздействием огня, простительны. Остатки нечистот после очищения камнем не препятствуют намазу. Брызги уличной грязи в перемешку с нечистотами, попавшие на одежду и тело, черви во фруктах, овощах, сыре, а также вещества в овечьем желудке, используемые для изготовления сыра, жидкости-нечистоты, используемые в лекарствах и парфюмерии для улучшения запахов, простительны. Экскременты мух, испражнения рыб в водоеме, слюна, выделяющаяся изо рта спящего человека, небольшое количество экскрементов мышей в водоеме для омовения, нечистоты, попавшие на пластырь, наложенный на нечистую рану, нечистоты, попавшие со рта ребенка на грудь матери, вода, в которой находилось тело мертвого животного, без признаков вытекания крови, лекарство, смешавшееся с кровью, выступившей в месте прокола иглой [и на игле шприца], небольшое количество крови из носа, ушей, глаз, а так же, испачкавшая одежду, даже в больших количествах, кровь из гнойника, угрей или же раны, появившаяся без выдавливания самим человеком и не распространившаяся по участку тела, если было выдавлено, то в малых количествах, большое количество крови при кровопускании (хиджама) и проколе иглой, в мазхабе Шафии простительны.
[По мазхабу Шафии, обладатель извинительного состояния, при каждом наступлении времени намаза, сначала должен сделать истинджу, затем вставить вату либо перевязать тканью, чтобы остановить мочу, затем сразу же совершить омовение и исполнить намаз. Если во время совершения намаза моча просочится через вату, то намаз не нарушится. Совершая малое омовение, делается намерение: «Совершаю омовение для намаза». После окончания времени намаза, нужно будет сделать снова истинджу и омовение. В Шафии, кровотечение, появившееся у девочки младше девяти лет и кровотечения у взрослых женщин, длящиеся менее 24-х часов и более 15-и дней, называются кровью «Истихаза»]