ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 11
Вопрос: Выше было сказано, что увидеть Всевышнего Аллаха в этом мире обычными глазами допустимо. Тогда почему тот, кто говорит, что произошло нечто допустимое, является зындыком? Если о произошедшем говорит кафир, то можно ли сказать, что это допустимо?
Ответ: В словаре слово «допустимо» (джаиз) означает действие, совершение или не совершение которого является допустимым, возможным. Однако согласно мазхабу Ашари[i], допустимость руета, т.е. допустимость, возможность лицезрения Аллаху тааля означает, что Он, обладает могуществом создавать в человеке совершенно иное видение, позволяющее в этом мире быть ближе к Нему. Это зрение не подчиняется законам физики, созданным Им в этом мире. Например, Он может показать слепому, находящемуся в Китае, мошку, летающую в Андалузии, или же показать человеку то, что происходит на Луне и со звездами. Такое могущество присуще только Аллаху. Во-вторых, слова человека о том, что он видел Его в этом мире, не соответствуют аятам и единогласному мнению ученых. Поэтому тот, кто говорит подобное, является Мульхидом или Зындыком. В-третьих, то, что в этом мире допустимо лицезреть Всевышнего Аллаха, совсем не означает, что это лицезрение происходит по земным законам физики. Mежду тем, если человек говорит, что видел Аллаха, то это значит, что он видел Его так же, как видит любые другие предметы. А это, конечно же, невозможно. Человека, заявляющего подобные вещи, приводящие к куфру, называют мульхидом или зындыком. [Досточтимый Мауляна Xалид], после этих ответов говорит: «Будьте внимательны!», тем самым подчеркивая, что второй ответ является более надежным. [Mульхид и Зындык считают себя мусульманами. Мульхид искренен в своем убеждении. Он верит, что он мусульманин и находится на верном пути. А Зындык – враг Ислама. Он притворяется мусульманином, чтобы разрушить Ислам изнутри и ввести в заблуждение других правоверных.]
Для Всевышнего Аллаха не присущи смена дня и ночи, течение времени. Поскольку Аллаху тааля ни в чем и никак не изменяется, то нельзя говорить, что в прошлом Он был таким-то или в будущем Он будет таким-то. Всевышний Аллах ни в чем не воплощается (хулул), ни с чем не соединяется. [Представители шиитского течения «Нусайри», утверждающие, что Аллаху тааля воплотился в хазрати Али, являются кафирами.] У Всевышнего Аллаха нет антипода, подобия, сотоварища, помощника, защитника. Нет матери, отца, сына, дочери, жены. Он всегда с каждым, окружает и все видит. К каждому Он ближе, чем его главная артерия. Но Его неусыпное бдение, Его постоянное присутствие, Его близость не происходят так, как мы себе это представляем. Его близость невозможно постичь посредством знаний алимов, умов научных деятелей, кашфа и шухуда авлия (каддасаллаху тааля асрарахум аджмаин). Человеческий разум не способен понять внутреннюю, истинную сущность этого. Всевышний Аллах в Своей сущности и в Своих свойствах един и в них не может быть изменений и преобразований. Тафаккару фи аляилляхи уа ля татафаккару фи затилляхи. Читайте 46-ое письмо первого тома!
Имена Всевышнего Аллаха являются «Тавкифи». Т.е. дозволительно произносить имена, разрешенные Исламом, и недопустимо использовать какие-то другие слова. [Например, Всевышнего Аллаха называют алимом (ученым), однако Его нельзя называть факихом, хотя это то же, что ученый. Ибо Ислам не называет Всевышнего Аллаха факихом. Подобно этому, недопустимо использовать слово «бог» вместо имени Аллаха, потому что бог - это божество, идол. Например, говорят: «божеством индусов является корова». Можно говорить: «Аллах Один, нет бога, кроме Него». Такие иностранные слова, как «Dieu», «Gott», «God» можно употреблять в значении «божество», но нельзя использовать вместо имени Аллаха.]
У Всевышнего Аллаха бесконечное множество имен. Наиболее известным является мнение, что у Него тысяча и одно имя. Т.е. людям было сообщено тысяча и одно из Его имен. В религии Mухаммеда (алейхиссалям) сообщается о девяносто девяти из них. Они называются «Асма-и-хусна».
У Всевышнего Аллаха различают шесть атрибутов сущности, т.е. Сыфат-и затия. [О них мы писали выше.] По мазхабу Матуриди, Сыфат-и субутия, т.е. атрибутов действия Аллаху тааля - восемь, а по мазхабу Ашари – семь. Эти свойства изначальны и вечны так же, как и Его сущность. То есть, существуют бесконечно. Они священны. Они не имеют ничего общего со свойствами мирских созданий. Их невозможно понять разумом, путем догадок и предположений или же путем сравнения с существами в этом мире. В качестве примера, Всевышний Аллах наделил людей по одному из Своих свойств. Благодаря этому, свойства Аллаху тааля становятся немного понятными. Поскольку человек не в состоянии постичь Всевышнего Аллаха, то и думать, пытаться понять Его разумом недозволительно. Восемь атрибутов действия Аллаха как отдельны, так и не отделимы от Его сущности. Другими словами, Его свойства не являются Им Самим, но в то же время не являются чем-то иным.
Эти восемь свойств: хаят (жизнь), ильм (знание), сам (всеслышание), басар (всевидение), кудрат (могущество), калям (речь), ирада (воля) и таквин (творение). В мазхабе Ашари, таквин и кудрат объединены в одно свойство. А машийа (божественная воля) - это то же, что и ирада.
Каждому из восьми свойств Всевышнего Аллаха присуще простота и постоянство. Ни в одном из них не происходит никаких изменений. Однако по отношению к существам, каждое свойство обладает множественностью. Множественность одного свойства, с точки зрения воздействия на существ, никак не влияет на простоту этого свойства. Подобно этому, Всевышний Аллах создал такое огромное количество существ и каждое мгновенье защищает их всех от уничтожения. Однако Он по-прежнему Один. В Нем никогда не происходит никаких изменений. Каждое создание каждое мгновение нуждается в Нем во всех отношениях. Он не нуждается ни в ком и ни в чем.
[i] Aбуль-Xaсaн Aли бин Исмaил Ашa’ри умер в Бaгдaде в 330 [м. 941] году.