ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 34
Шииты так же, как мутазилиты, утверждают, что человек создает желаемое. Доказательством этому приводят пример с ослом, который, несмотря на то, что его бьют палкой, не хочет переходить реку. Они не думают о том, что если человек пожелает что-либо сделать, а Всевышний Аллах того не пожелает, то произойдет согласно желанию Аллаха. Здесь видно, что мутазилиты ошибаются. Т.е. человек не может делать все, что пожелает, не может создавать все, что ему захочется. Если будет происходить так, как они говорят и будет осуществляться все, что пожелает человек, то Аллаху тааля должен быть бессильным. Аллаху тааля далек от бессилия и слабости. Все происходит только по Его воле. Только Он создатель всего. Такой должна быть вера в Аллаха. Очень плохо писать и говорить по отношению к человеку: «Создал то-то, сотворил то-то». Это безнравственно по отношению к Аллаху тааля и приводит к куфру (неверию).
[Желаемые действия рабов, происходят вследствие многочисленных физических, химических и физиологических явлений, не зависящих от их воли, и даже без их ведома. Добросовестный ученый, понимающий эти тонкости, постесняется сказать о действиях, происходящих по его воле и желанию «я сделал» и тем более «я создал». Он постыдится Всевышнего Аллаха. А малообразованный человек с низким уровнем понимания и нравственности будет молоть языком что ни попадя.
Всевышний Аллах сострадает всем людям на этом свете. Он создает и отправляет им все, в чем они нуждаются. Он ясно указывает, что необходимо делать для того, чтобы в этом мире жить в благополучии и спокойствии, а в ахирате обрести вечное счастье. Если Он пожелает, то дает возможность исправиться тем, кто свернул на путь неверия и заблуждения, попав под влияние своего нафса, плохих друзей, вредных книг и радио. Наставляет их на правильный путь. Разнузданных и жестоких людей Он лишает этой милости, оставляя их в трясине отрицания, в которую они угодили по своей воле и желанию.]
На этом перевод книги «Итикаднама» заканчивается. Перевод был осуществлен досточтимым Файзуллой хаджи из местечка Кемах, что в Эрзинджане. Долгие годы он работал учителем, скончался в 1323 [м.1905] году. Автор книги Mавляна Xалид Багдади Османи (куддиса сиррух) родился в 1192 году по хиджре на севере Багдада в городе Шехрезур, скончался в 1242 [м.1826] году в Дамаске. Его называют Османи, так как он является потомком Османа Зиннурейна (радиаллаху анх). Когда его брата достопочтенного Мавляна Махмуда Сахиба учили второму хадису из книги «Хадис-и арбаин» имама Навави, известному как «Хадис-и Джибрил», он попросил своего старшего брата разъяснить и написать этот хадис. Чтобы наполнить светлое сердце своего младшего брата радостью, Мавляна Халид (рахматуллахи алейх) принял его просьбу и истолковал этот хадис на персидском языке.