1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. АБУ АЛИ ФАРМАДИ

АБУ АЛИ ФАРМАДИ

Выдающийся праведник из Хорасана. Имя Фадль бин Мухаммед. Родился в 433 г.х. (1042 г.). Можно сказать что среди ученых своего времени ему не было равных. Его первым учителем был Абуль-Касым Кушайри, у которого он получил свои начальные знания. Кроме этого учился у Абу Абдуллах Мухаммед бин Мухаммеда Ширази, Абу Мансура Тамими, Абу Абдуррахмана Найли, Абу Османа Сабуни и еще других ученых. Его проникновенные слова и наставления имели на людей особое воздействие. Особое почтение ему оказывал знаменитый визирь и высокопоставленный государственный деятель сельджукского государства - Низам-уль-мульк. Покинул этот мир в 478-м году (1085 г.). Его могила находится в Мешхеде, недалеко от Туса.

Высокими достижениями в науке тасаввуф он обязан двум людям. Первый Абуль-Касым Джурджани Туси, второй Абуль-Хасан Харкани. Абу Али Фармади был рехбером (указывающий путь) для правильного изучения и исполнения людьми итикада, амаля, ибадата и ахляка чтобы они могли добиться довольства Всевышнего Аллаха, седьмым ученым из прославленных авлия в цепи сильсиля алийа. Большой знаток духовных наук. Получил файз также и у Абу Са'ид Абульхайра. Его наставник Абуль-Касым Джурджани, был учеником Абу Османа Магриби, а тот получал знания у Джунайда Багдади и каждый из них были людьми ведущих людей к верному пути. Досточтимый Абу Али Фармади стал наставником как для для Имама Газали так и для Юсуфа Хамадани. Они оба получили большую пользу, достигнув совершенства добились наивысших результатов.

По его словам, путь в тасаввуф он начал следующим образом: «Свой юношеский период жизни я был занят получением знаний в Нишапуре. На свои уроки меня пригласил Абу Саид Абульхайр. Не раздумывая согласился и стал его учеником. Я влюбился в красоту его состояний и его лика. В моем сердце поселилась любовь тех, кто идет на пути подобных величайших людей. Как-то я пошел к нему домой. Сел в один уголок никому себя не выдавая. Я спрятался так что он мог меня увидеть. В это время он был в завороженном от любви к Всевышнему Аллаху состояний, находясь в забытье. Одежду на себе он порвал на несколько частей. Его ученики собрали их для бараката. Он взял один кусок который находился рядом с ним и сказал: ʺО Абу Али Туси, где ты?ʺ Я в подумал что он меня сейчас не узнает, ведь он меня не видел и поэтому решил промолчать. Но он трижды повторил свои слова. После этого я понял что он зовет меня и подошел к нему. Отдал мне куски тканей, чему я несказанно обрадовался. Между тем в моем сердце возник настолько яркий свет, появилось такое облегчение и спокойствие которое я не смогу передать словами. С каждым днем это состояние становилось только сильнее и сильнее. Во мне начали возникать чувства которые я не мог объяснить самому себе. Я покинул его и пришел к Абуль-Касыму Кушайри. Рассказал все о своих состояниях. Он сказал: «Пусть это будет для тебя благословенным!» После этого я еще три года занимался изучением знаний. В один из дней, когда я окунул перо в чернила, то черные чернила побелели. Я был поражен случившимся. Тут же пошел к учителю и рассказал все  как было. ʺПоскольку перо уходит из твоих рук, ты должен оставить его и заняться другими деламиʺ ответил он».

Как-то мой наставник Абу'ль-Касым Кушайри находился в ванной комнате где совершал гусль. Я, ничего не спрашивая, принес ведро воды и вылил в шайку. В это время я еще не знал что требовалось именно такое количество воды. Это выяснилось позже. Когда он вышел то, спросил кто принес воду. Я был напуган что меня могут отругать за это, но все же признался. Тогда он сказал: «О Аба Али! Тех положении к которым стремился и постигал Абу'ль-Касым в течение 70-и лет, ты получил когда принес всего одно ведро воды. Пусть будет доволен тобой Аллах». Я оставался рядом со своим учителем еще какое-то время, воспитывал свой нафс. Обрел множество марифатов.  

Как-то я впал в некое состояние. В этом состояний меня словно не стало, стал незаметным. Рассказал об этом своему учителю. Он мне сказал: «О Аба Али! Мое сердце не знает таких высот». Я подумал что мне нужен человек который вернет меня обратно. Так прошло какое-то время. С каждым днем это состояние становилось все сильнее и сильнее. Тогда я услышал о человеке по имени Абу'аль-Касым Джурджани. Чтобы встретиться с ним я выдвинулся в город Тус. Прибыв в город я расспросил где он живет. Мне показали его дом. Увидел как он сидел в окружений своих учеников. Я совершил два раката приветственного намаза мечети и опустился перед ним на колени. Голова шейха была склонена перед собой. Подняв голову он сказал: «Иди ко мне о Аба Али!» Я подошел, поздоровался и сел. Объяснил ему что творится у меня внутри. «Поздравляю тебя с достижениями! Ты дошел до такого состояния, но если еще подучишься, то достигнешь небывалых высот» сказал он. Я в сердце сказал: «Да, это и есть мой учитель». Я остался с ним. Долгое время он занимался моим воспитанием, довел мой внутренний мир к новым высотам. Собрав свой джамаат, женил меня на своей дочери. Любовь появишаяся в моем сердце возросла еще больше. Моей любви было так много, что оно стало причиной увидеться и поучаствовать в беседах Абу'ль Хасана Харкани. Поступил ему на службу. Получил нескончаемые файзы и духовное удовольствие».

Абу Али Фармади был главой ученых своего времени и светом направляющим людей к хидаяту. Когда он входил к Низам-уль-мульку, то тот с глубоким почтением вставал со своего места и сажал на свое место. Но вот когда заходили имам-уль-Харамейн или Абуль-Касым Кушайри, то великий визирь только вставал с места, но не покидал своего места. Когда спросили почему он так делает, то ответил: «Досточтимый Абу Али говорит мне в лицо о моих недостатках, рассказывает о моих недостатках и ошибках. А другие ученые расхваливают меня в лицо. Из-за этого мой нафс восстает с новыми силами. Так как предупреждения Абу Али Фармади для меня намного лучше, я и оказываю ему такое почтение».

Абу Али Фармади сказал: «Ученик к своему наставнику должен проявлять уважение к словам и вместе с этим не должен отвергать их в сердце». И в дополнение к своим словам рассказывает про свой сон: «Я рассказал своему учителю Абуль Касыму Джурджани свой сон: ʺВо сне вы мне сказали такие-то слова и я спросил у вас почему вы мне это сказали?ʺ После этого мой наставник не говорил со мной на протяжений месяца и после сказал: ʺЕсли бы в тебе не было мысли отвергнуть мои слова и получить ответ, то не задал такой вопрос даже во снеʺ».

1) «Нафахут-уль-унс» стр. 402

2) «Там ильмихал саадати абадия» стр 885. 997. 1095.

3) «Рахбар ансиклопедиясы» т. 4. Стр. 304.

4) «Табакат-уш-шафиия» т. 5. Стр 304

5) «Шазарат-уз-захаб» т. 3. стр. 355.

6) «Му'джам-ул-булдан» т. 3. Стр. 829.

7) «Аль-ибар» т. 3. Стр. 288.

8) «Аль-любаб» т. 2. Стр . 191.

9) «Рашахат» (араб.) стр. 16.

10) «Аль-ансаб» стр. 316.

11) «Бахджат-ус-сания» стр. 13.

12) «Иргам-уль-марид» стр 48.

Другие статьи в этом разделе

АЛЛАХУ ТААЛЯ НЕ РУЧАЕТСЯ ЗА ИМАН

* Богатство и не хорошо и не плохо. Богатство вошедшее в сердце избаловывает его. Тем самым сердцу приходит конец. Богатство полезно если используется с хорошим намерением. Если намерение нехорошее, то оно беда на голову человека.

* Раззак, одно из имен Аллаха, он поручился за рызк и все Его рабы избежали трудности добычи хлеба насущного.

* Не довольствующийся малым не найдет большого. Не надейтесь на себя. Полагайтесь на Аллаху тааля. Это выпало на вашу долю. Как утренняя...

УММИ АЙМАН

НЯНЯ НАШЕГО ПРОРОКА

Наш Пророк потерял отца еще до своего рождения, а мать, когда ему было шесть лет. Он вырос сиротой, но было много женщин, отдавших этому великому Пророку свою материнскую нежность и ласку. Они приложили все свои усилия, чтобы он не чувствовал боль материнской утраты.

ОНА БЫЛА ПОМОЩНИЦЕЙ СЕМЬИ

Одной из этих женщин была Умми Айман. Настоящее имя этой великой исламской женщины, которую наш Пророк считал из ахли байта (из семьи пророка) и ласково...


Москва

1445 год, 3 - Зулькада.
2024 год, 11 - Май.
Имсак *0:30
Фаджр *1:27
Восход 4:16
Ишрак 5:28
Зауаль карахат 12:10
Зухр 12:41
Аср-и Аууаль 16:57
Аср 18:06
Исфирар 19:40
Магриб 20:39
Иштибак 22:15
Иша’а *23:19
Иша’а-и Сани -