1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. ЗЕНГИ АТА

ЗЕНГИ АТА

Из величайших авлия/праведников Туркистана. Потомок Арслан Баба, первого наставника Ахмеда Яссави. У Ахмеда Яссави было четыре наместника. Мансур Ата, Сайд Ата, Сулейман Ата, Хаким Ата. Возможно два последних имени это один человек, так как еще называют Сулейман Хаким Ата. Мансур ата - сын Арслан Баба, наставника Ахмеда Яссави. Первые знания получил у своего отца. Затем был отдан на воспитание досточтимому Ахмеду Яссави. Стал ученым захири (внешних) и батини (внутренних, глубоких духовных) наук. После смерти в 594-и году х. (1197 г.) его наместником стал сын Абдулмалик Ата. Но после скорой кончины Абдулмалика Ата, его наместником стал сын Тадж Ходжа. Тадж ходжа покинул этот мир в 596-м году х. (1199 г.). Зенги Ата был сыном Тадж Ходжи.

Зенги Ата долгие годы изучал захири и батини науки у своего деда и отца. Перешел на службу к Хаким Ата, наместнику Ахмеда Яссави. Обрел большую пользу от его глубоких знаний и файза. Жил в Ташкенте, пас скот жителей этого города. Его учитель Хаким Ата покинул этот мир в 582-м году (1186 г.) и был захоронен в Аккургане (Бакырган) что в Хорезме. Самый знаменитый его наместник Зенги Ата, женился на Анбер Ана (Анбар Биби), которая была женой Хаким Аты. Это произошло так:

Хаким Ата был человеком смуглым. Как-то его жена Анбер Ана подумала про себя: «Ах если бы мой муж не был настолько смуглым». Но Хаким Ата, по воле Всевышнего Аллаха понял ее мысли и сказал ей: «Я тебе не нравлюсь, но после меня, у твоего нового мужа белыми будут только зубы!» Анбер Ана пусть и расплакалась и раскаялась за свои мысли, но любимый раб Аллаха уже обратился с дуа. Незадолго до своей смерти, Хаким Ата вызвал своих сыновей Мухаммед Ходжа и Асгар Ходжу из Хорезма где они учились. Он им сказал: «После моей смерти к вам явятся кутби абдалы (Чилтан. Кутби мадар. Праведники, число которых никогда не превосходит 40 человек) среди которых будет смуглый человек с плохим зрением и хромотой. Когда закончится срок иддат вашей матери, выдайте за него вашу мать». Так и случилось. После его смерти пришли те самые сорок человек праведников. Один из них отстал и шел позади. Досточтимый Зенги Ата подходил под описание отца. Зенги Ата был чабаном в окрестностях Ташкента. Кроме пухлых губ и зубов он был совсем темным. Когда закончился срок иддата у Анбер Ана, Зенги Ата отправил к ней сватов. Но она не приняла предложения со словами: «Я не выйду замуж после Хаким Ата. Тем более за такого темненького как он!» Но после такого у нее отнялось все тело. Она даже не могла повернуть головой и чувствовала себя очень плохо. Об этом сообщили Зенги Ата. Зенги Ата отправил ей человека и велел передать: «Вспомни как ты подумала: ʺАх если бы Хаким Ата не был настолько смуглымʺ то муж, узнав об этом по воле Аллаха, сказал: ʺСкоро станешь женой человека который смуглее меняʺ». Анбер Ана поняв что так предписано Аллахом, дала свое согласие. В тот же миг ее тело обрело прежнее состояние. Она вышла замуж за Зенги Ата. У них появились дети. Из их потомства появились благородные люди, авлия и алимы.

Зенги Ата содержал семью выпасая скот в предгорьях вблизи Ташкента. Пока скот пасся он совершал намазы, после намазов читал Священный Коран, читал зикры. Скот который он выпасал в равнинах собирался вокруг него, переставал пастись и молча слушали его. Вечером он нес на себе собранные днем дрова для дома. В один из дней, когда он только собрался поднять на себя дрова, к нему подошли четверо юношей. Они поздоровались, он ответил на приветствие. Расспросили друг друга кто они и откуда. Юноши рассказали что в одном из Бухарских медресе закончили курс по внешним наукам и теперь ищут одного ученого который должен обучить их внутренним, духовным  наукам. Зенги Ата сказал им: «Постойте, я вам скажу где находииться этот человек». Юноши обрадовались. Зенги Ата повернулся во все четыре стороны вдыхал воздух и затем сказал: «Оказывается, ваш удел от этой науки находится только у меня». Эти четверо молодых людей; Узун Хасан Ата, Сейид Ата, Садр Ата и Бадр Ата, позже станут халифами/наместниками Зенги Ата. Первыми, словам Зенги Ата, поверили Узун Хасан Ата и Садр Ата. Поэтому они первыми достигли совершенства. Сейид Ата и Бадр Ата не стали так думать. Сейид Ата подумал: «Как это я, потомок пророка (салаллаху алейхи уасаллям), и выпускник медресе стану учиться у какого-то пастуха» но тем не менее не стал покидать ряды своих друзей. Подобное его отношение закрыло ему пути. Все его труды не принесли никакого результата. Его состояние не продвигалось и осталось на одном уровне. Сейид Ата осознав свое положение, понял что он обидел Зенги Ата. Придя к Анбер Ана начал просить у нее помощи. Анбер Ана посоветовала: «Ты сделай так, в эту ночь, накройся черной козьей шкурой и ляг на пути Зенги Ата. Чтобы выйдя на утренний намаз он увидел тебя и сжалился над тобой». Ночью, Анбер Ана попросила быть снисходительным к Сейид Ата и простить его. Зенги Ата сказал что простил Сейда Ата. Когда ранним утром вышел из дома для намаза, увидел на пути что-то чернеющее. Чтобы узнать что же это, потрогал ногами. Тогда, укрытый черной козьей шкурой Сейид Ата, прильнул к ногам Зенги Ата и начал просить прощения. Зенги Ата, сильно застеснявшись что у его ног лежит благословенный потомок пророка, начал успокаивать его и хвалить. Тут же Сейид Ата обрел совершенство.

Бадр Ада, другой халиф (наместник) Зенги Ата, настоящее имя которого Бадраддин Мухаммед. Он учился в Бухарском медресе вместе с Садр Ата, настоящее имя которого Садреддин Мухаммед, жили с ним в одной комнате, имели одинаковое образование, имели одинаковый уровень в развитий. После того как они стали учениками Зенги Ата, Садр Ата начал обгонять его в знаниях, а Бадр Ата, наоборот, начал терять свой прежний уровень. Поняв свое положение, Бадр Ата, со слезами на глазах пришел к Анбер Ана и рассказал о своем тяжелом положений. А Анбер Ана, улучив момент, рассказал ему о положений Бадр Аты. Зенги Ата обрадовался его  раскаянию, затем улыбнувшись сказал: «При первой встрече со мной, узнав что я стану их учителем, он про себя подумал: ʺНеужели моим учителем станет этот чернокожий человек с огромными губами?ʺ. В этом и причина того, что он до сих пор не мог воспользоваться моими знаниями. А теперь он раскаялся, а ты выступила заступницей за него, я простил его!» После этого, Бадраддин догнал в развитий своего друга Садреддина.

Путь Ахмеда Яссави, который продолжал Зенги Ата, после него развивали Сейид Ата и Садр Ата. Сейид Ата поддерживал связь с Хаджи Азизан (Али Рамитани пири Нассадж). Наместники Садр Ата еще долгое время развивали путь Яссави. Его халифы/наместники - это Айман Баба, Шейх Али, Мавдуд Шейх. У Мавдуд Шейха есть двое известных наместников. Это Ходжа Абдуллах и Камаль Шейх. Наместник Ходжа Абдуллаха - Хадим Шейх, а его наместник Джамаладдин Бухари. Автор труда «Рашахат» приводит имя Джамаладдина Бухари. Зенги Ата покинул этот мир в 656-м году х. (1258 г.) и был похоронен вблизи Ташкента, в селений Зенги Ата на 11-м километре Самаркандской дороги.

Его усыпальница имеет широкую известность и посетители идут к нему непрерывным потоком. Убайдуллах Ахрар сказал: «Когда я приходил проведать могилу Зенги Ата, то слышал как из могилы доносится ʺАллах! Аллах!» Пусть Всевышний Аллах будет доволен ими всеми.  

1) «книга Хаким Ата» стр 40.

2) «Хазинат-уль-асфия» ст р 40.

3) «Джавахир-уль-абрар мин амвадж-иль-бихар» (хазини) стр 47, 120.  

4) «Рашахат айн-аль-хаят» т.1 стр 21.

Другие статьи в этом разделе

Совершил суджуд-и шукр

Посланник Аллаха, получив эту торжественную новость, тут же сделал суджуд-и сахв. Встав, обратился к Джабраилу: Брат мой Джабраил! Расскажи мне в подробностях, как совершался никах. Мне не терпится узнать»

Джабраил начал рассказывать: Конечно же все происходило по воле Аллаху тааля. Отворились врата Рая. Рай украсился всем лучшим что только может быть. Вор...

АБДУРРАХМАН БИН АУФ

Дай Аллаху тааля в долг!

Абдуррахман бин Ауф, один из десяти людей, которым при жизни был обещан Рай,  слыл человеком очень щедрым.  Чем он становился богаче, тем становился еще более щедрым. После ниспослания суры «Бараъа» где  сподвижникам было сказано чтобы они проявляли большее рвение в своей вере и больше давали садака, он тут же раздал половину своих сбережений которая составляла четыре тысячи дирхем, а тысячи золотых монет пожертвовал для нужд мусул...


Москва

1445 год, 20 - Шаууаль.
2024 год, 29 - Апрель.
Имсак 0:59
Фаджр 1:41
Восход 4:40
Ишрак 5:51
Зауаль карахат 12:11
Зухр 12:42
Аср-и Аууаль 16:48
Аср 17:52
Исфирар 19:19
Магриб 20:15
Иштибак 21:41
Иша’а 23:13
Иша’а-и Сани 0:05