1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

В книгах «Махзен-ул-улюм» «Эше'ат-ул-леме'ат» приводится следующий список разновидностей хадисов: Хадис-и Мурсаль» – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (саллалаху алейхи уассалам). «Хадис-и Муснад» – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (саллалаху алейхи уассалам). «Хадис-и Муснад» бывает двух видов:

«Муттасиль» и «Мункати».

3 – «Хадис-и Муснад-и муттасиль» – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (саллалаху алейхи уассалам) являются надежными,  проверенными людьми.

4 – «Хадис-и Муснад-и мункати» – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.

5 – «Хадис-и Мевсуль» – Хадис из разряда «Хадис-и Муснад-и муттасиль», при передаче  которого Сахаба сообщает: «Слышал я от Посланника (саллалаху алейхи уассалам».

6 - «Хадис-и Мутаватир» – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (саллалаху алейхи уассалам), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения. Не верующие в хадисы этого разряда становятся кафирами (неверными).

7 - «Хадис-и Мешхур» – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень «Мутаватир» со второго поколения передатчиков. Если кто-либо, услышавший этот хадис, не будет в него верить, то так же становится кафиром (неверным).

8 - «Хадис-и Мэвкуф» – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: «Посланник Аллаха сказал следующее».

9 - «Хадис-и Сахих» – Хадисы разрядов «Муснаад-и муттасиль»«Мутаватир» и «Мешхур»,  переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени «Знаток хадисов».

10 – «Хабар-и Ахад» – Хадисы разряда «Муснад-и муттасиль», передатчиком которого являются  лишь по одному человеку в каждом поколении.

11 - «Хадис-и Му'аллак» – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя  Сахаба,  или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы «Мурсаль» и «Мункати».

12 - «Хадис-и Кудси» – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (саллалаху алейхи уассалам). В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (алейхиссалям) окутывало  некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.

13 - «Хадис-и Кави» – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.

14 - «Хадис-и Нэсих» – Хадисы, высказанные в более позднее время.

15 - «Хадис-и Менсух» – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем   отмененные.

16 - «Хадис-и Аам» – Хадисы, высказанные для всех людей.

17 - «Хадис-и Хаас» – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.

18 - «Хадис-и Хасен» – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).

19 - «Хадис-и Макту'» – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.

20 - «Хадис-и Шаз» – Хадисы, переданные кем-либо со словами: «Слышал я от такого-то  мухаддиса». Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.

21 - «Хадис-и Гариб» – Хадисы из разряда «Сахих», но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было  проявлено сомнение кем-либо из ученых.

22 - «Хадис-и Заиф (Даиф)» – Хадисы, не включенные в разряды «Сахих» и «Хасен». В цепи передатчика подобного хадиса существует лицо, обладающее слабыми знаниями, или с явными отклонениями в вероучении. Такими хадисами можно руководствоваться в поклонениях, но нельзя использовать при принятии какого-либо решения по религиозному праву (иджтихаде).

23 - «Хадис-и Мухкам» – Хадисы, не требующие толкования (Та'виль).

24 - «Хадис-и Муташабих» – Хадисы, требующие толкования.

25 - «Хадис-и Мунфасыль» – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть,  забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.

26 - «Хадис-и Мустафид» – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.

27 - «Хадис-и Муддариб» – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.

28 - «Хадис-и Мэрдуд» – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.

29 – «Хадис-и Муфтери» – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахль-ас-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мэрдуд и Муфтери) от истинных высказываний Посланника (саллалаху алейхи уассалам). В книгах ученых Суннитов такие «хадисы» отсутствуют.

30 - «Хадис-и Мэвду» – Ложные хадисы, выдуманные врагами религии, отступниками, лицемерами, клеветниками и им подобными. Этим термином часто пользуются и реформаторы – последователи искаженных вероучений. Для того, чтобы защитить свои неверные (с точки зрения Приверженцев Сунны) толкования Корана и Сунны, ученые ложных направлений в Исламе не принимают на веру многие хадисы, которые противоречат их взглядам, огульно называя их «Хадис-и Мэвду».

31 – «Асер» – Так называют хадисы разряда «Мевкур»«Макту» или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда «Мерфу».

Другие статьи в этом разделе

УЧЕНЫЙ ФАКИХ ИБН-И КУДАМА

Досточтимый Ибн-и Кудама величайшим праведником и ученый-факих мазхаба Ханбали. Его имя Мухаммед, куния Абу Умар. Родился в Шаме в 1134 г. (528г.х.). С малых лет начал получать образование и в первую очередь освоил Священный Коран. Затем отправился в Египет где изучал фикх мазхаба Ханбали. И после этого вернулся в Сирию. Его очень сильно уважал султан Салахаддин Аюби. Как-то пришел проведать ученого. В это время он совершал намаз и не стал прерываться пока не прочитает дуа. Участвовал в сраже...

ГЛУБОКИЕ И СКРЫТЫЕ ЗНАНИЯ В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ

Касим ар-Руайни ученый по кираату. Родился в 538 г.х. (1144г.) в Андалузий (Испания) в городе Шатиба (Хатива) на границе Баленсии (Валенсия).  Здесь же получил свое начальное образование. Покинув родные места для совершения хаджа по пути обратно поселился в Каире, здесь же женился. Преподавал кираат в медресе Фазилия. Умер в Каире в 590-м году хиджры (1194г.). В своей книге «аз-За′ат фи′ль-Куран» пишет следующее:

Аллаху тааля разделил свою книгу две...


Москва

1445 год, 18 - Шаууаль.
2024 год, 27 - Апрель.
Имсак 1:17
Фаджр 1:54
Восход 4:45
Ишрак 5:55
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:46
Аср 17:50
Исфирар 19:15
Магриб 20:12
Иштибак 21:36
Иша’а 23:03
Иша’а-и Сани 23:45