1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. УПРЯМСТВО И ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО

УПРЯМСТВО И ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО

Вопрос: Расскажите о вреде ссоры с людьми?

Ответ: Ссориться вредно, если даже при этом нужно раскрыть истину, чтобы повергнуть оппонента. Если у кого-либо удовольствие от победы над оппонентом сильнее чем смириться с истиной из его уст, значит он втянулся в самое наихудшее что только может быть. Искушение выйти победителем в споре, порождает другие виды зла. 

ЧЕМ ВРЕДЕН СПОР

Крайне вредно превращать в привычку препирательство, не соглашаться с мнением оппонента. Например на сказанное, ′′температура тепла примерно 25 градусов′′, оппонировать ′′нет, не меньше 30-ти′′, таким образом пререкаться с человеком. Потому что здесь говорят: ты не знаешь, ты в этом ничего не смыслишь, ты глуп, а я умный и знающий. Таким образом считают себя выше остальных, унижают людей. Без всякой надобности, находить и показывать недостатки людей, это грех. Потому что показав его ошибку, можно обидеть и расстроить человека. Обижать без необходимости, харам. В таких вопросах, не нужно говорить о чужих ошибках. Молчание говорит о зрелости имана. Малик бин Анас сказал: «В исламе нет места препирательству. Споры плохо действуют на сердце, порождают вражду и ненависть». Также было сказано: «Попробуй расстроить верного друга и увидишь что на тебя навалится».  

Если безгрешный человек, начнет спорить полагая что у него есть намерение рассказать об исламе, то этого будет достаточно чтобы согрешить. Человек склонный к спорам, не обладает мужественностью.

Имам Газали сказал: «Человек который хочет стать прославиться, любит спорить. А слава ничто иное как катастрофа для человека». Споры уменьшают дружеские чувства, усиливают вражду врага. Благочестивый мусульманин не будет высокомерным, он уравновешен, помогает в мирских делах. Он силен духовно. Он никогда не вступает в споры.

Не спорь с плохим, обидит тебя.

Не спорь с мягким, оскорбит тебя.

Анас бин Малик передал: В один из дней мы спорили по какому-то поводу, когда к нам подошел посланник Аллаха. Он очень сильно обиделся на нас, мы никогда не видели его таким. Он сказал:

«Перестаньте спорить! Люди до вас погибли именно из-за этого. В препирательстве нет пользы, препирательство вредно. Верующий не станет спорить. Я не стану заступаться за того, кто препирается». (Табарани)

Прекратить спор будучи правым намного сложнее чем оставить спор будучи неправым. С этой точки зрения, за оставление спора будучи правым намного больше савабов.

Огонь раздора между друзьями разжигает мунакаша (спор). Мунакаша, обращаться к человеку как к джахилю (невежда), своими словами и действиями говорить ему, ′′ты не знаешь, а я знаю′′. А человек которого обвиняют в невежестве, много или мало, все же злится на это. В хадис шарифе сказано: «Аллаху тааля больше всего ненавидит раба который углубился в споры». Мунакаша способствует уменьшению количества друзей и появлению соперников. Досточтимый Хасан Басри сказал:

«Не променяй дружбу с тысячью людей на вражду с одним!» 

Мунакаша, это показывать себя более добродетельным и умным чем другие. Это обвинение других в невежестве и глупости, что ничто иное как враждебность. В хадис шарифах сказано:

«Не препирайтесь, человек который никого не обидел, войдет в Рай». (Тирмизи)

«Для того кто при разговоре не пререкается или отказывается от спора будучи правым, дадут в Раю дворец». (Табарани)

«Тот кто будучи правым не оставил спор, не достигнет настоящей веры». (Ибн Абиддуния)

«Аллаху тааля не любит того кто усердствует в споре». (Бухари)

«Оставьте противоборство, от фитны которой не получится убежать». (Табарани)

СУЩЕСТВУЮТ ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ

В знаниях различают четыре вида людей:

1 – Знает что знает.

2 – Не знает что знает.

3 – Знает что не знает.

4 – Не знает что не знает.

Знает что знает: Таким людям можно доверять. Он уверен в себе. Смелый, может вести несколько дел. Например существует некий товарищ.

По отношению к любой технике, включая компьютер может сказать, ′′Я могу управиться с любой техникой, потому что все сделано такими же людьми как и я′′ и потому как уверен в себе то осваивает любую технику. 

Не знает что знает: Такие люди нуждаются в мотивации. Они не уверены в себе. Бояться что не справятся с той или иной задачей. Если их правильно мотивировать, то они с легкостью справляются с поставленной задачей. Например возьмем одного моего друга. Он утверждал, что совсем не разбирается в компьютерах. Я попросил его сесть за компьютер, но он не решился, сказав что компьютер может выйти из строя или взорваться. Я был настойчив и сказал ему: ′′Это не зависит от уровня твоих знаний и твоей культуры. Все что нужно – немного смелости′′. Сейчас он уверенный пользователь ПК.

Знает что не знает. Такие люди понимают свой уровень. Не полезут не в свои дела. Занимаются своими делами. Такие люди всегда заслуживают одобрения.

Не знает что не знает:

Такие люди вредят и себе и обществу. Они не знают и не знают что не знают. Плохие и тщеславные люди. Суют нос куда не надо вмешиваясь не в свои дела.  Лезут не в свои дела. И затем не могут отмыться от грязи.

В отношениях, различают четыре группы людей:

1 – От которых нет ни вреда ни пользы.

2 – Похожие на еду.

3 – Похожие на лекарство.

4 – Похожие на болезнь

Первая группа, никому ничего не должны, ничем не обязаны. Есть они или нет, нет никакой разницы.

Вторые: Люди которые нужны всем и всегда. Таких людей нужно искать и находить, после этого стараться не потерять.

Люди похожие на лекарства: Пригождаются по необходимости. Таких тоже нельзя подвергать забвению.

Люди как болезнь: В таких людях нет необходимости. Но они приставучи к людям, сами их находят. Чтобы избавиться от них, необходимо применять мудаара (жертвование мирскими благами ради своей веры называется Мудаара).

Другие статьи в этом разделе

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Вопрос: Слышал что нехорошо говорить в мечети, но ведь нельзя оставлять без ответа если задали вопрос. Что делать в подобных ситуациях?

Ответ: Входя в мечеть, нужно сделать намерение на итикаф. Тогда не будет вреда в разговоре. («Ибни Абидин» в конце раздела о макрухах намаза. Футух-уль-кадир том1, стр. 367)

Вопрос: Судя по тому что мирские разговоры в мечети уменьшают сауабы, то в необходимых си...

ДЖУБН – ТРУСОСТЬ

Джубн – означает трусость. Строгость, гнев и жесткий характер в необходимых пределах, называется – Шаджаат (Смелость). Меньше этих пределов, называется джубн. Джубн, плохая черта характера.

Имам Мухаммед бин Идрис Шафии (рахима-хуллаху тааля) говорит: «Человек который не показывает свою смелость в подобающих случаях, похож на осла. Тот кто не принимает искреннее извинение, похож на шайтана». Трус, не сможет стать защитником с...


Москва

1445 год, 16 - Шаууаль.
2024 год, 25 - Апрель.
Имсак 1:31
Фаджр 2:06
Восход 4:50
Ишрак 5:59
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:44
Аср 17:47
Исфирар 19:11
Магриб 20:08
Иштибак 21:30
Иша’а 22:54
Иша’а-и Сани 23:30