1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. НЕПРИЯТНОЕ МОЖЕТ ЛУЧШЕ ДЛЯ НАС

НЕПРИЯТНОЕ МОЖЕТ ЛУЧШЕ ДЛЯ НАС

Вопрос: Умирает близкий человек, происходит несчастье. Если не проявлять сабр/терпение, это будет грехом?

Ответ: Этот мир устроен так, что он полон испытаний и трудностей. Другого выхода, кроме как терпеть, нет. Самые ценные три вида терпения: терпение в поклонении, терпение в воздержании от грехов и терпение при бедах и несчастьях.

Нет ничего добродетельнее, чем стойкость при утрате ребенка, имущества, денег, зрения, слуха или при других несчастьях, которые человек не может предотвратить. Терпение в таких случаях — удел сыддиков. Поэтому наш Пророк (алейхиссалям) сказал:

«О Аллах, даруй мне такую уверенность, чтобы несчастья давались мне легко!» (Тирмизи)

Однажды к Пророку (алейхиссалям) пришел человек с жалобами:

«О Посланник Аллаха, я разорен, у меня не осталось денег, я тяжело болен! Пророк (алейхиссалям) ответил: «Нет добра в том, кто не испытал ни разорения, ни нужды, ни болезни. Ведь любимый раб Аллаха подвергается испытаниям». (Абу Дауд)

Ибн Мубарак сказал: «Беда приходит одна. Но если человек начинает причитать и плакать, то беда становится двойной: первая — само несчастье, вторая — потерянная награда за терпение. А ведь эта потеря куда хуже первой».

Шакик аль-Балхи говорил: «Тот, кто не терпит и начинает жаловаться на судьбу, проявляет непокорность Аллаху. Но разве слезы и стоны способны изменить предопределенное?»

Раб неразлучен с тем, что угодно или неугодно его нафсу. В обоих случаях он нуждается в терпении. Если, обладая богатством, благополучием, высоким положением, хорошим здоровьем и другими благами, он не удержится, погрузится в них, привяжется сердцем и пребудет в таком состоянии, то это приведёт к чрезмерной привязанности и выходу за границы дозволенного.

Сказано: «Выдерживать трудности могут многие, но терпеть благополучие и достаток способны лишь сыддыки».

Сподвижники говорили: «Когда мы испытывали трудности и невзгоды, терпеть было легче, чем теперь, когда мы живём в достатке и изобилии».

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Богатство и дети, только для испытания». (Анфаль 28)

Терпение в отношении благ — это не привязываться к ним сердцем и не восторгаться ими.

Также, как требуется терпение в поклонении, так же оно необходимо и в свершении добрых дел, к которым человек стремится сам. Ведь некоторые виды поклонений, такие как намаз, бывают затруднены ленью, закят — скупостью, хадж — обоими этими факторами, и без терпения их не совершить.

В любом благом деле терпение требуется в начале, середине и конце.

В начале — чтобы искренне сформулировать намерение и очистить сердце от лицемерия, а это непросто.

Во время самого поклонения — чтобы не нарушать его условия и этикет. Например, в намазе не следует рассеянно смотреть по сторонам или думать о постороннем.

После поклонения — чтобы не хвалиться совершённым, не рассказывать об этом другим и не испытывать гордость.

Что касается грехов, то без терпения невозможно удержаться от них.

Чем сильнее желание и чем проще совершить грех, тем труднее удержаться от него.

Поэтому особенно трудно воздерживаться от грехов, совершаемых языком, ведь говорить легко. Тем более, если человек привык к многословию, это становится для него привычкой. Когда слово уже готово сорваться с языка, бывает трудно удержаться от того, чтобы произнести его ради похвалы окружающих.

Терпение необходимо и при словесных или физических притеснениях со стороны людей, а также в ситуациях, которые происходят не по вине человека. Даже если приходится отвечать на зло, важно не выходить за рамки дозволенного.

Сподвижники говорили: «Мы не считали веру полноценной, если она не сопровождалась трудностями от людей».

Аллаху тааля сказал Пророку: «Не угнетай их и возложи упование твое на Бога». (Ахзаб 48)

Если происходит то, что предопределено, и человек проявляет терпение, он получит за это награду. Если же он не проявит терпения и начнёт жаловаться, то впадёт в грех и потеряет душевный покой.

Сообщается, что чем тяжелее испытание, тем больше пользы оно может принести, если человек терпелив.

Всевышний Аллах сказал: «Может быть, то, к чему вы питаете отвращение, вам полезно, и то, что вы любите, вам вредно. Бог это знает, а вы не знаете». (Бакара 216).

В хадисах сказано:

«Верующий подобен пшеничному колосу на ветру: он гнётся, когда ветер его клонит, но поднимается вновь. Грешник же стоит, как сосна, пока его не срубят». (Бухари).

«Верующий, пролежавший больным три дня, очищается от грехов, словно новорождённый». (Абу’ш-Шайх).

«Вы что, хотите прожить без болезней и тревог, как дикие звери?» (Байхаки).

«В течение 40 дней верующий обязательно столкнётся либо с тревогой, либо с болезнью, либо со страхом, либо с потерей имущества». (Кимия-и Саадат).

«У мумина есть что-нибудь из следующих трех неприятностей: Киллет, Иллет и Зиллет» (Кимия-и Саадат). [киллет-бедность, иллет-болезнь, зиллет-притеснение, унижение.]

Имам Газали сказал: «Фараон прожил 400 лет, и за всю жизнь у него ни разу не болела голова и не было жара. Если бы он хоть раз испытал головную боль, мысль о том, что люди должны ему поклоняться, даже не пришла бы ему в голову». (Кимия-и Саадат).

ТЕРПЕТЬ ТРУДНОСТИ

Вопрос: Возникают ли такие физические и духовные сложности, как тяжёлая жизнь и внутренний дискомфорт, из-за большого количества грехов?

Ответ: Нужно раскаиваться (тавба) в грехах и всегда делать хорошие дела. В хадисе сказано: «Где бы ты ни был, в каком бы состоянии ни находился, бойся Аллаха и вслед за плохим деянием соверши хорошее, чтобы оно его уничтожило». (Тирмизи)

Чтобы избавиться от грехов, нужно каяться и делать добро. В Коране сказано: «Поистине, добрые дела устраняют злые». (Худ, 114)

Всякая болезнь лечится противоположным средством. Сердце, потускневшее от грехов, очищается светом добрых дел. Мирские трудности отвращают сердце мусульманина от мирского. В хадисе сказано: «Есть такие грехи, которые очищаются только жизненными трудностями». (Хатиб)

Во всех испытаниях нужно проявлять терпение. Нетерпение не решит проблемы, а возмущение может привести к ещё большему вреду. Даже если верующего уколет заноза или разобьётся стакан, это станет искуплением его грехов. Поэтому любые трудности и тревоги — это великое благо.

В хадисе сказано: «Когда у человека увеличиваются грехи, а добрых дел, которые их уничтожат, нет, к нему приходят трудности, которые искупают его грехи». (Имам Ахмед)

Потеря имущества предотвращает болезни детей и служит искуплением грехов.

Пророк Юсуф (алейхиссалям), находясь в заключении, спросил Джабраила (алейхиссалям), пришедшего его проведать, о своём отце. Джабраил (алейхиссалям) ответил: «Твой отец тоскует по тебе так же, как если бы сто матерей потеряли своих детей».

Тогда Юсуф (алейхиссалям) спросил, какова награда за это терпение. Джабраил (алейхиссалям) ответил: «Он получит саваб ста шахидов».

ТЕРПЕНИЕ ПЛОХОГО НРАВА

Вопрос: Нужно ли относиться к супругу с плохим характером так, как предписано в Исламе?

Ответ: И с притеснителем, и с притесняемым следует поступать согласно велениям Ислама. Что должен терпеть добрый муж, который не обижает свою жену? Если у жены скверный нрав, терпит муж, если у мужа – терпит жена. Тот, кто проявляет терпение в этом испытании, получает великое вознаграждение. А тот, кто совершает зло, вредит прежде всего себе.

Аллаху тааля – помощник угнетённых и терпеливых. Он не оставит ничьего права без воздаяния и одарит терпеливых бесчисленными наградами.

Супругам следует терпеливо относиться к недостаткам друг друга! В хадисе сказано: «Муж, который терпит дурной нрав своей жены, получит вознаграждение, подобное награде Айюба (алейхиссалям) за его терпение, а жена, которая терпит скверный характер мужа, получит саваб, дарованный досточтимой Асие». (Имам Газали)

В Священном Коране сказано, что Аллаху тааля с терпеливыми и одарит их наградой без счёта:

«Поистине, Аллах с терпеливыми». (Анфаль, 46),

«Лишь терпеливым сполна будет дано их вознаграждение без счёта». (Зумар, 10).

Хороший человек – это не просто тот, кто сам не причиняет зла, но и тот, кто умеет терпеть зло, исходящее от других.

Другие статьи в этом разделе

ЛИЦЕМЕРИЕ

Вопрос: Кого называют мунафиком? Каковы признаки лицемерия? Если в человеке присутствуют признаки лицемерия, то называют ли его лицемером?

Ответ: Людей, которые не будучи мусульманами, выдают себя за них чтобы обмануть мусульман, называют - мунафик. У этого состояния несколько признаков. Если есть один из них, то человека нельзя назвать мунафиком, а говорят что в нем есть этот признак. Наприм...

ТРАУР В ИСЛАМЕ

Вопрос: Есть ли мера соблюдения траура?

Ответ: Ислам не является религией соблюдения ежегодного траура по покойнику.  Нет такого аята или хадиса, который говорил бы об этом. Наоборот, на это наложен запрет. Является харамом, десятого числа месяца Мухаррам бить и истязать себя, выпуская на себе кровь, приурочивая это к гибели внука пророка - Хусейна. Соблюдение ежегодного траура в честь печал...


Москва

1447 год, 30 - Рабиульахир.
2025 год, 22 - Октябрь.
Имсак 4:48
Фаджр 5:12
Восход 7:05
Ишрак 8:15
Зауаль карахат 11:58
Зухр 12:30
Аср-и Аууаль 14:53
Аср 15:32
Исфирар 16:26
Магриб 17:23
Иштибак 18:33
Иша’а 19:24
Иша’а-и Сани 19:38